До 1 марта по всему Казахстану проводится регистрация автомобилей, ввезенных из Армении. Учету подлежат транспортные средства с левосторонним рулем, зарегистрированные в уполномоченном органе Армении на граждан Казахстана и завезенные до 1 февраля 2020 года. При этом исключены все ранее предусмотренные законом сборы за первичную регистрацию, утилизационный сбор и таможенные пошлины. Кроме того, в дальнейшем никаких обязательств по уплате сборов в рамках данной регистрации не возникнет. Департамент полиции рекомендует жителям, имеющим в собственности автомашины с армянскими номерами и документами, не затягивать с их регистрацией.
Стоит отметить, что с 1 июня 2020 года 422 транспортных средства, ввезенные из Армении в Акмолинскую область, прошли процедуру регистрации. Их владельцы предоставили необходимые документы и уплатили госпошлину. Учетным машинам присвоены желтые номера. К слову, праворульные «армяне» не подлежат регистрации. На сегодня 71 машина до сих пор не прошла временную регистрацию, 23 из которых — «леворульки» и 48 переоборудованных авто.
Популярность авто с армянскими номерами объяснить несложно. К примеру, мой друг Жалгас К. одним из первых пригнал автомобиль «Ниссан Икстрейл». По характеристикам и другим показателям покупка полностью устраивала новоиспеченного владельца. За сумму в пару миллионов тенге подобный кроссовер в Казахстане попросту не найти. Это понимали и другие автолюбители, которые, собрав накопления или взяв кредиты, отправились в Армению. В свою очередь обрадовались казахстанским покупателям и в этой стране. Торговля подержанными автомобилями пошла в гору и начала приносить неплохой доход в казну государства и карманы перекупщиков. На что только не шли наши сограждане, вплоть до оформления в Армении временной прописки. Тем не менее казахстанским правоохранителям в скором времени удалось прикрыть автомобильную «лавочку». Оно и не удивительно, ведь мнение общества разделилось: автолюбители с казахстанским учетом ополчились на владельцев армянских машин, мол, последние нарушают, не соблюдают правила дорожного движения, да и вообще, не платят в казну страны налоги.
В свою защиту владельцы «иностранцев» утверждали, что ввезли машины из Армении, полагая, что при импорте машин из государства в составе ЕАЭС не нужно уплачивать таможенные пошлины. Однако уполномоченные органы нашей страны заявили, из-за того, что в Армении до января 2020 года действовала льготная ставка растаможки, казахстанцам, которые ввезли машины из этой страны, надо заплатить в бюджет разницу в ставках для легализации транспортного средства. Водители посетовали: эта разница в растаможке вместе с утилизационным сбором доходит до нескольких миллионов тенге и порой превышает стоимость ввозимого транспортного средства…
Возвращаясь к теме регистрации автомобилей до 1 марта, здесь казахстанские правоохранители все-таки пошли навстречу местным автолюбителям и исключили все ранее предусмотренные законом сборы за первичную регистрацию, утилизационный сбор и таможенные пошлины. Кроме того, в дальнейшем никаких обязательств по уплате сборов в рамках данной регистрации, по их заверениям, не возникнет. Подобной амнистией армянских машин воспользовался и мой друг Жалгас К. Как подобает законопослушному гражданину, он произвел необходимую процедуру с первых дней ее действия. Получив национальное свидетельство о регистрации транспортного средства Казахстана и государственные номера на желтом фоне, мой товарищ продолжает передвигаться на своем автомобиле. При этом сроки эксплуатации авто не ограничиваются, вот только продать или подарить авто он уже не может. Остается лишь ездить до полного износа либо распродавать по запчастям.
Забыл права — не беда
Еще одной, но уже приятной, по мнению большинства, новостью для автолюбителей стал закон, подписанный 1 февраля Президентом страны Касым-Жомартом Токаевым. Он разрешает гражданам не возить с собой водительские права и техпаспорт. Это означает, что автолюбителей не будут штрафовать, если они забыли взять с собой эти документы. Закон вступит в силу спустя 10 дней после подписания, то есть лишние документы можно будет выложить из сумки после 11 февраля. Ранее уже сообщалось, что водителей в Казахстане планируют освободить от обязанности носить с собой водительские удостоверения — им будет достаточно лишь иметь при себе удостоверение личности либо любой документ, удостоверяющий личность гражданина страны. Для того чтобы сотрудники полиции могли проверить наличие прав и техпаспорта на автомобиль, будет достаточно только удостоверения. Сотрудники проверят наличие документов по своей электронной базе. Стоит отметить, что данная норма закона касается только граждан Казахстана, иностранцы по-прежнему должны будут иметь при себе права и техпаспорт.
Необходимость ускоренного рассмотрения законодательных поправок по вопросам дорожного движения отметил и председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин.
«В эпоху цифровизации при наличии необходимой информационной инфраструктуры, соответствующей базы данных требовать от водителей иметь при себе водительское удостоверение и технический паспорт — это уже прошлый век. Образно говоря, когда весь мир несется по «цифровому автобану», нельзя оставаться на обочине. И Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев дал поручение разобраться в этом вопросе и при необходимости внести изменения в законодательство. Разработанный депутатами законопроект напрямую законодательно обеспечивает исполнение указанного поручения Президента страны», — подчеркнул спикер.
К примеру, автолюбитель с 20-летним стажем Сергей Т. отмечает, что, к примеру, спешка, срочный выезд могут стать причиной позабытой дома барсетки с документами. Несмотря на водительский стаж и дисциплину, иногда из-за излишней самоуверенности даже опытные автомобилисты, позабыв права, могут оказаться в неловком положении перед сотрудниками дорожной полиции. Данный закон, по его мнению, упростит жизнь рядовым водителям. Полностью с ним согласна и автоледи Шолпан И. Как правило, женщины более внимательно относятся к подобным мелочам, и с ношением необходимых документов проблем у них не возникает. Но, по признанию Шолпан И., у нее происходили форс-мажорные обстоятельства.
«Один раз я все-таки получила штраф. В сумочке не оказалось ни прав, ни удостоверения личности и даже косметички. Как выяснилось, накануне мой малолетний ребенок решил побаловаться. Вынул содержимое сумочки, поиграл, а часть вещей обратно не положил. Чего именно не оказалось в ней, мне помогли выяснить сотрудники дорожной полиции в ходе проверки документов. Новый закон, мне кажется, все-таки отвечает интересам водителей», — поделилась Шолпан И.
Еще один автолюбитель Жандос Е. считает, что закон не в полной мере отражает интересы граждан.
«В чем смысл новшества? Допустим, я не буду брать права, оставлю их дома. Но все равно мне нужно будет носить с собой удостоверение личности. Мне несложно вместо одной пластиковой карточки положить в портмоне еще одну лишнюю. Вот если бы за рулем не требовали вообще никаких документов, тогда, на мой взгляд, закон был бы интереснее», — отметил водитель.
В целом новый документ находит положительный отклик в среде автолюбителей. Однако делать какие-либо преждевременные выводы рано. Тем не менее отрадно, что с каждым годом в нашей стране усиливается удобный для граждан процесс цифровизации, который со временем, скорее всего, избавит нас от «бумажной волокиты»…
Азат РАИМБЕКОВ.