Холокост: память и предупреждение

«Мы не имеем права спрашивать у другого человека, смог бы он так? Но мы вправе спросить об этом у самого себя…».

Эти слова модератора международной конференции «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение», прошедшей по видеосвязи, учителя школы-гимназии №6 г. Степногорска Александра Кинцеля предельно отражают ощущения каждого из ее участников.

Смогли бы пытаться выжить, бороться, когда целому народу отказали в праве на существование? Смогли бы выбросить своего ребенка из колонны обреченных на смерть людей в надежде, что подхватят чьи-то добрые руки? Смогли бы прятать у себя евреев, заведомо зная о смертельной опасности?

Но есть еще и иные стороны потрясшей весь мир трагедии… Увы, может возникнуть ситуация, нужно ответить не только на вопрос «СМОГ бы я», но и «СМОГУ ли остаться человеком, если с нами попытаются сделать то, что в 30-е годы сделали с немцами». В кратчайшие сроки целый народ убедили в избранности, в его праве решать судьбы других народов, а кого-то — уничтожить полностью. Смогу ли противостоять пропаганде столь массированной, что точнее ее назвать зомбированием.

— Евреи, жившие в Германии, были ассимилированы настолько, что немцам было трудно понять, кто еврей, а кто нет. Но этому начали обучать в школе, размышляла руководитель образовательных программ научно-просветительского центра «Холокост» (г. Москва) Светлана Тиханкина. — Началось постепенное, поэтапное ущемление прав. Появились уличные скамьи с надписью «для евреев», первые бойкоты принадлежащих им магазинов…

Фашистская пропагандистская машина проверяла, как же отреагирует общество. А общество в массе своей не восстало, принимало, соглашалось. Оказалось, что изменить сознание человека, создать образ врага довольно легко. И это один из уроков Холокоста, которые нужно освоить человечеству.

-Все исторические события — взаимосвязаны. Любое преступление наказуемо. Расплата придет неминуемо, — говорил об еще одном уроке трагедии заместитель руководителя Российского центра науки и культуры в Hyp-Султане Константин Воробьев. — Нужно понять природу и степень цинизма, в которую была облачена людоедская политика. Что двигало людьми, написавшими над воротами лагерей смерти «Каждому — свое», «Работа делает свободным»…

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Казахстан Алексей Бородавкин подчеркивал, что любая попытка возродить нацистскую практику основана на идее превосходства одной нации над другой: «Мы именуем Холокостом (с греческого — всесожжение) то, что гитлеровцы называли «окончательным решением еврейского вопроса». Сегодня стали забывать, что любые подобные попытки в отношении любого народа обречены на провал».

— Почему один народ позволяет сказать, что он умнее и значимее другого? — размышляла вице-президент Международного педагогического клуба, директор школы № 70 (г. Минск, Беларусь) Евгения Рудова. — Чтобы подобное стало невозможным, мы не должны позволять вырвать эти страницы из истории… Сегодня мы говорим о том, чего быть не должно.

Заместитель Чрезвычайного и Полномочного Посла Посольства государства Израиль в Республике Казахстан, консул Галина Френкель отметила, что в годы Великой Отечественной войны Казахстан принял тысячи эвакуированных евреев. Новые поколения казахстанцев остаются верными традициям гостеприимства и толерантности.

Она особо подчеркнула важность участия в конференции молодежи.

Думается, что не только принявшие участие в конференции молодые люди получили, по определению Алексея Бородавкина, «антинацистскую прививку», но и все, кому они об услышанном и увиденном непременно расскажут, кто посмотрел хотя бы часть транслировавшейся в прямом эфире конференции.

Одна из призеров международного конкурса «Холокост: память и предупреждение» Анастасия Кровицкая представила результаты проведенного ею исследования «Историческая память о Холокосте и российское студенчество». Будущая журналистка живет в Hyp-Султане, учится сейчас в Москве, в числе респондентов социологического опроса — и казахстанские студенты. Принципиальных различий в мнениях молодых людей обеих стран нет. О том, что такое антисемитизм, Холокост знают в равной степени. Но если российские студенты эти знания получили еще в школе, то казахстанские — в интернете. В наших школьных программах истории Второй мировой войны посвящено два часа.

И казахстанцы, и россияне затруднились при определении понятия «гетто». Первая ассоциация молодых людей: «Они существуют в США».

— В оценке актуальности темы Холокоста в мнениях опрошенных студентов молодой исследователь выявила некоторую двойственность. С одной стороны: «Есть более актуальные современные проблемы» и при этом: «Надо усваивать уроки истории».

— Хочу донести до всех молодых людей, что Холокост — не трагедия сугубо еврейского народа. Это универсальная проблема. Любой и в любое время может оказаться в меньшинстве. Хочу расширить исследование и продолжить его в родном Казахстане, — говорила Анастасия Кровицкая.

«То, что сделано, нельзя отменить, но можно предотвратить в будущем». «Несмотря ни на что, я верю в доброе сердце людей»… Как искренне и проникновенно произносили эти слова участники челленджа#AnneFrank — учащиеся гимназии №30 (г. Hyp-Султан) и гимназии № 6 (г. Степногорск). На трех языках. В прошлом году «Дневник Анны Франк» издан в нашей стране на государственном языке.

«Хорошо, что никому не нужно ждать ни минуты, чтобы начать делать мир лучше», — эта цитата звучала чаще других. Думается, неслучайно.

Ирина БАУДИНОВА.

Читайте также