«Просим не предоставлять данные третьим лицам», — к примеру, такие обращения к клиентам от представителей различных банков — давно не редкость. Только мы чаще об этом вспоминаем, к сожалению, когда уже попались на крючок. Да, речь идет об интернет-преступлениях.
Надо сказать, что по информации правоохранительных органов, за 10 месяцев прошлого года их число, только связанных с электронными платежными системами, возросло на 48%. Безусловно, развитие интернета позволяет нам удаленно учиться, работать, получать информацию и услуги, приобретать товары и оплачивать почти все, не выходя из дома. С внедрением передовых технологий, цифровизации все больший доступ можно получить к личным данным граждан, чем онлайн-мошенники с успехом и пользуются. Сегодня специалисты в полиции насчитывают десятки видов такого обмана, а злоумышленники тем временем придумывают, а главное, успешно воплощают новые способы «отъема» денег у сверхдоверчивых или неискушенных в новых технологиях граждан.
По словам старшего оперуполномоченного группы по борьбе с киберпреступностью ДП Акмолинской области Ермека Манатова, если в 2019 году правонарушений в этой сфере было 320-330, то в 2020 — 615-620. И это только официальная статистика. Если говорить в целом, то их «доля» в общем потоке противозаконной деятельности ощутимо растет на протяжении последних пяти лет.
Анализ показывает: самая распространенная «удочка» преступников — размещение фейковых объявлений о продаже товаров, оказании услуг на популярных интернет-площадках OLX, «Колеса.kz», «Крыша.kz». Нередко они и сами выступают в роли покупателей. Таких историй за четыре года работы по линии киберпреступлений у Ермека Манатова, как говорится, вагон и маленькая тележка. Да, мы осторожничаем, но потом, когда за «науку» пришлось дорого заплатить. Кто сейчас не вспомнил своих знакомых, друзей, близких или самих себя?
«В большинстве потерпевшие в этот момент хотят сэкономить или подзаработать. А мошенники привлекают своих «жертв» выгодными предложениями и требуют перечисления предоплаты путем электронного перевода денежных средств или предлагают внести данные в анкету для якобы курьерской доставки. Так вы лишаетесь денег с банковской карты. Могу привести примеры неслучившихся квартирных «сделок» — в одном случае ущерб составил 12 миллионов тенге, в другом — 65(!) Лжепродавец из соседней страны доверительно поведал причины реализации квартиры в Кокшетау дешевле, чем на рынке, и просил покупателя, позднее — пострадавшего, подтвердить свою материальную состоятельность путем перевода средств на счет родственника, а банковский чек переслать ему. Что и было немедленно исполнено. Вскоре интернет-мошенник благополучно снял деньги со счета, использовав полученную информацию. Факты, к сожалению, нередко демонстрируют отсутствие обычной осмотрительности, финансовую, правовую безграмотность», — констатирует специалист. А мошенника задержали на территории РФ, он понесет ответственность согласно статье 190 УК РК. Во втором случае «предприимчивой» оказалась гражданка Молдовы, обналичившая деньги в нескольких банковских филиалах России.
Вычислить мошенников бывает непросто, учитывая недостаточную техническую оснащенность и, в большей степени, дефицит кадров отдела. «Отслеживать интернет-аферистов важно по горячим следам. Наша задача — провести комплекс оперативных мероприятий, в том числе собрать вещественные доказательства, изъять нужные документы, зафиксировать сайты, абонентские номера, установить подозреваемых и т.д. На это требуется немало времени. Посмотрите, сколько папок с официальной перепиской на столе, — комментирует вопрос о раскрываемости интернет-преступлений старший оперуполномоченный. — Прошедший год не блещет результатами — раскрыто порядка ста эпизодов. Конечно, мы наладили межведомственное сотрудничество, постоянно обмениваемся информацией». И снова повторяет: здесь одна из важных превентивных мер — постоянная информационно-разъяснительная работа. Но порой доходит до абсурда. «Прошу потерпевшего изложить обстоятельства произошедшего, а он говорит, что в момент перечисления средств, как оказалось, мошенникам, видел и даже прочел приклеенную на платежный терминал памятку о правилах безопасности»,- приводит полицейский случай из практики.
Хитроумных сценариев у злоумышленников — множество. Внезапный выигрыш, псевдоблаготворительность (есть и такое), заманчивое предложение о трудоустройстве и сообщения об утерянной вами вещи и кем-то найденной — все это для единственной цели: любым путем завладеть вашими данными и воспользоваться ими. Мы и сами распространяем о себе немало полезных для злоумышленников сведений в социальных сетях, при этом не ограничивая доступ к своему аккаунту. «Помогает» им и быстрое распространение ІР-телефонии. Сотрудники правоохранительных органов не устают напоминать: преступники в сети опытны, прекрасно владеют коммуникативными навыками, скажем, мастерски копируют стиль общения банковских работников, красноречиво убеждают, к тому же умеют и психологически воздействовать. «В любой нестандартной ситуации, при сомнительных звонке или рассылке — перепроверяйте информацию, не сообщайте пароли, коды, не совершайте финансовых операций. Я перечислил основные ошибки тех, кто в итоге приходит к нам с заявлением. Главное правило простое: бдительным нужно быть всегда», — говорит Ермек Манатов.
Аэлита ТАЕВА.