ЧЕЛОВЕК ТРУДА
Кто посмеет утверждать, что болеть можно с комфортом, вернее, лечиться, в наше—то ковидное коварное время? Да, напуганы мы все происходящим. И мечтаем о том, чтобы вновь наступило, вернулось к нам долгожданное спокойствие, когда можно жить без ожидания боли, страха, тревог.
Но в медицине так не бывает. Эта та самая социально значимая сфера, окрашенная в светлые и темные тона, несущая боль и радость, надежду и отчаяние, мири тревогу, ожидание, свет и тихую радость выздоровления…
День за днем медицинские сестры, отважные и стойкие работники медицины, на которых, собственно, и держится сама отрасль, поддерживают веру пациентов в преодоление невзгод.
Старшая медицинская сестра отделения неврологии Акмолинской многопрофильной больницы Кайныш Оспанова — это сердце, отданное работе, это жизнь, проведенная сорок лет, в ставшей поистине родной лечебнице, куда пришла выпускницей Кокчетавского медучилища. В юности у Кайныш не было сомнений — она твердо знала, кем станет.
В перестроечный 1985-й направили Оспанову в отделение нейрохирургии, заведовал которым тогда Виктор Беспалько, где «отработала десять лет и прошла отличную школу сестринского опыта», — с благодарностью вспоминает Кайныш Даулиевна старшую медсестру Ольгу Григорьевну Лесечко. И вот уже четверть века трудится в отделении неврологии.
Несправедливо, что даже после страшного 2020 года, общество все еще недооценивает вклад медицинских сестер, преданных милосердной профессии, не отрекающихся от нее и в условиях опасности. Да и достойной заработной платы нет, адекватной бессонным ночам, суточным дежурствам.
Главврач областной многопрофильной больницы Нурлан Жаров, к счастью, это хорошо понимает, потому стремится чаще поощрять труд именно среднего и младшего медицинского персонала.
Справедливости ради надо отметить, что в трудном 2020 году жертвенный труд медперсонала областной больницы не остался незамеченным: удалось дважды порадовать сотрудников премиями, другими мерами нематериальной мотивации.
А больница — это не просто стены, палаты, таблетки, капельницы, уколы… Это отдельный мир, где царят свои представления, правила и традиции. Человека в белом халате не запятнать. Он — особенный. Сюда приходят по велению сердца. А любая профессия выигрывает, если ее выбирают сознательно. Система медицины не терпит равнодушия, остаются в ней самые преданные. Те, для кого всякий уголок в родном отделении, каждая палата, суточные дежурства, бессонные ночи становятся привычно необходимы.
— Контролировать, порой отругать, ласково пожурить, следить, подчищать, утирать кому-то слезы, успевать быть всегда и везде одновременно. При этом бесконечных проверок эпидрежима в пору пандемии хватает. Крайне необходимо самим сотрудникам строго соблюдать меры защиты от заражения, ведь от этого зависит и безопасность и нас самих, и пациентов, — напоминает Кайныш Даулиевна.
В неврологии не услышишь криков, возгласов, громких разговоров. Тихо, спокойно, уютно по-домашнему. Это важно для пациентов. Усилиями медперсонала, его стараниями областная неврология признана по праву одной из лучших не только в области, но и в стране. Сколько для этого понадобилось терпения, воли, упорства. И времени, порой личного…
Кайныш Даулиевна считает, что ей повезло с наставниками, долгое время отделением заведовал известный в области невропатолог Владимир Авраменко, именно у него молоденькой научилась работать в команде. Коллектив неврологии областной больницы гордится своим заведующим.
Макшарип Мартазанов — замечательный профессионал, незаменимый специалист, кому в Акмолинской области незнакомо это имя. Высочайшим человеческим и врачебным авторитетом Макшарип Мартазанов объединяет любимый коллектив, пестует и не устает делиться с молодыми врачами практическими знаниями и навыками. Непременная и обязательная компетенция и квалификация, постоянное самообразование, гиперответственность — составляющие профессионального предназначения специалистов.
Трудно представить, каково это: сутками не снимать противочумные костюмы, менять запотевающие скользкие перчатки, въевшиеся в половину лица очки и маски, от которых присыпает аллергией щеки. Каждая медсестра отделения отработала в это страшное лето четырнадцать суток в провизорном госпитале. Две недели не были дома мамы, сестры, жены, дочери, бабушки… Даже порой сами не знали, обошла ли их близких «ковидная» беда стороной.
— Никто из нас не дрогнул, — делится Кайныш Даулиевна, — не уволился, не дезертировал. А улучив блаженную минутку отдыха, тихо молились за родных. Ведь после краткого перерыва, снова в наступление. Не забыть, как в то страшное лето, уговаривая дежурную медсестру присесть на минутку во время расспроса о состоянии больного, вздрогнула, услышав: «Простите, нет, не могу. Если сяду, усну!»…
Любая болезнь, неизведанная особенно, бедой пахнет, человеческим горем. Жизни десятков, сотен пациентов спасены руками врачей и медицинских сестричек, санитарочек.
Теперь наша жизнь никогда не будет прежней. Мы, наконец, осознали, чем обязаны медикам. Их мужеству, героизму, самоотверженности, умению вовремя принять единственно правильное решение, не потерявшим веру в себя и в свое умение быть нужным.
Алия АХЕТОВА.