И вербы из Украины, и брод Ережепа…

ТУҒАН ЖЕР

Глубокое историческое сознаниеэто не прерогатива профессиональных историков, обладать им должен весь народ, особенно молодежь, — подчеркивает в статье «Независимость превыше всего» Президент страны КасымЖомарт Токаев.

Время неумолимо, в наших повседневных трудах и заботах мы часто забываем о том, кем были наши не столь далекие предки, чем и как жили. А это чревато утратой их мудрых заветов, корней.

Замечательно, что среди нас есть подлинные патриоты Казахстана, своей малой родины, стремящиеся сохранить для потомков историю семей, сел, из которых складывается наша общая история. Такие как библиотекарь из села Бузулук Есильского района Дарига Искакова. Вот как объясняет она, почему решилась взяться за столь большое и нужное всем делозаписать историю родного села: «Жителей всегда интересовали краеведение и история села. Мы поколение советской эпохи, знали это от старшего поколения. Из уст в уста передавалась история возникновения села, об отряде колчаковцев, которые проходили через наше село, о погибших земляках во время революции и в годы Отечественной войны. Людей, от которых мы слышали об этом, из года в год становилось все меньше и меньше, и вот тогда, в 2004 году, я решила собирать подлинные сведения и написать историю села. Хочу выразить огромную благодарность своим землякам за предоставленные фотографии, документы, а также воспоминания».

В трогательном изложении Дариги Ахмедиевны история села Бузулук убедительное подтверждение одного из тезисов статьи Президента: «Во все времена благодаря единству мы преодолевали любые испытания. В силу различных исторических обстоятельств на казахской земле живет большое количество представителей разных этносов. Казахский народ не делил никого на своих и чужих, помогал всем, как братьям. Сегодня у нас всех одна РодинаКазахстан».

Село Бузулук Есильского района в конце XIX начале XX веков основано переселенцами из Бузулукского уезда Самарской губернии Царской России (ныне: Оренбургской области РФ).

Тогда село находилось чуть севернее нынешнего месторасположения, на повороте реки Ишим, в одном из красивейших мест нашего степного края. Эти места коренные жители — казахи — издавна называли Аққабын и Қаракемір.

Со временем из-за весенних паводков, смывавших строения, жители переместились чуть выше по течению реки, где не было такой опасности. По словам старожилов, это место выбрано неслучайно: очень удобно было высаживать огороды, было много лиманов. Там же нашли и брод на другую сторону реки.

Поначалу село было очень маленьким. Но в ходе столыпинской реформы в 1908 году прибыли переселенцы не только из того же Бузулукского уезда, но и Полтавской губернии. Их потомки — семьи Павловских, Федченко, Бубновых… живут здесь и поныне. Именно 1908 год и стал официальным временем основания села Бузулук.

Поначалу все жили в землянках-мазанках, позже появились и крепкие, просторные дома. Первую улицу вдоль реки Ишим односельчане строили сообща, появились торговая лавка, часовня, церковноприходская школа.

— Здесь жили богатые семьи Усатовых, Каратаевых, Маяковых, но бедных, приехавших за лучшей жизнью, было куда больше, — рассказывала старожил села Анна Самойловна Дьяченко (Павловская). — Все — и богатые, и бедные — работали на себя. У кого были быки, те пахали землю и сеяли пшеницу, кто-то сажал огород, кто-то пас скот и выполнял другую работу. По рассказам других старожилов, у Стеблянко и Усатовых были свои водяные мельницы, расположенные возле реки. Все жители шли к ним, за помол платили по 2-3 кг муки с каждого мешка зерна.

Все делали сообща: строили жилье, производственные помещения, устраивали свой быт и досуг. Еще в дореволюционные годы жители села отправили посланцев на Украину за саженцами вербы (приблизительно в 1910-1912 гг.), высадили их вокруг выкопанного вручную котлована. Этот котлован использовался для полива огородов. И по сей день эти вербы украшают наше село.

Шло время, менялся государственный строй. Поначалу революционные потрясения на жизни бузулукцев почти не отражались. Власть Советов устанавливалась в наших краях довольно долго. Но Гражданская война для села, всего края стала трагедией. Отступающие отряды белогвардейцев под руководством Колчака проходили в этих местах. Им нужны были продовольствие, новые бойцы, лошади… Пытаясь получить все это, устроили погром.

Бузулукцы, защищая свои дома, оказали сопротивление. Тогда белогвардейцы связали троих жителей, как зачинщиков, и зарубили их между двумя деревянными амбарами, где лежал огромный природный камень. Это были мужественные и храбрые наши земляки — братья Герасим и Тимофей Елизаровы и Иван Краснов, убиты они были 19 мая 1919 года. Несколько дней не позволяли предать земле тела убитых, надеясь запугать оставшихся жителей.

Тем временем наступавшие отряды Красной армии вынудили колчаковцев отступать, и только тогда жители похоронили своих односельчан. Много лет спустя односельчане, пройдя многие инстанции Москвы, Алматы, Акмолинска, добились установления обелиска в честь убитых земляков. Он был воздвигнут в 1967 году на месте гибели героев.

20 октября 1929 года был организован колхоз «Рассвет» Бузулукского сельского Совета Есильского района Карагандинской области. В одном из домов «раскулаченных» была организована начальная четырехлетняя школа, строились животноводческие базы, реконструировалась ветряная мельница, приобреталось сельскохозяйственное оборудование.

В 1933 году в селе было 185 приусадебных хозяйств, по некоторым данным, число жителей составляло более 565 человек. С 1932 года колхоз начала обслуживать МТС, которая находилась в с. Кийма. В это время развивалось кустарное производство: пимокатная, сапожная, кузнечная и плотницкая мастерские, культивировалось рыболовство.

В довоенные годы неоднократно изменялась административная принадлежность села. С 1929 по 1936 гг. оно входило в состав Карагандинской области. С 1936 по 1939 гг. — Северо-Казахстанской, с 1939 года — Акмолинской.

В рассказах старожилов постоянно звучало: «Работали, ой, как все работали…». По словам Марфы Григорьевны Федченко (1922-2010 гг.), ее родители приехали из Украины. В свои детские годы она и такие же друзья-одногодки работали наравне со взрослыми, помогали родителям. В уже далекие 30-е годы прошлого века голод коснулся всех. Не было никакой еды, родители и дети искали в степях кости животных, мыли, сушили, пережаривали, толкли в муку и варили похлебку, собирали травы, сушили, так пили чай.

Нельзя не сопереживать рассказу Прасковьи Семеновны Гузеновой (Павловской), родившейся в 1928 г. Родители ее приехали из Самарской губернии. Было в семье Павловских 14 детей. Выжила только она, трое сыновей погибли на фронте, другие — во время голода.

Прасковья Семеновна окончила четырехлетнюю школу в селе, помогала родителям. С 14 лет работала дояркой, в 1949-м — поваром, в 1950-1952 гг. — сакманщицей, стригла коз и овец. В то время куда бы ни посылали работать молодых девчат, они не отказывались. Пережившие военное лихолетье, труда они не боялись.

Жительница Надежда Дмитриевна Бубнова (1939 г.р.) рассказывает: ее дедушка и бабушка приехали в село в ходе столыпинской реформы, отец Дмитрий Васильевич родился в с. Бузулук в 1910 году. Окончил курсы мастеров дорожного строительства в г. Петропавловске. Работал мастером дорожного строительства в Есильском районе. В 1941 году ушел на фронт, служил в разведроте, в мае 1942 года погиб под Ленинградом. Мама, Марина Антоновна Патокина, тоже родилась в Бузулуке. Надежда Дмитриевна после школы поступила в медицинское училище в Акмолинске. Вернулась в родное село, работала акушером, заведующей ФАПом. При этом пункте была амбулатория по приему больных, родильное отделение на три койки.

По словам старожилов, с момента образования села здесь проживали русские, украинцы, немцы. Несколько первых казахских семей поселились до начала Великой Отечественной войны. Остальные казахские семьи, жившие в отделениях колхоза, на зимовках, съехались в Бузулук во время войны и позже.

Вблизи села есть брод, который и сегодня все называют «ережеповским» бродом. Односельчанин по имени Ережеп искал его долго, но нашел. Этот брод так и называют — «ережеповским», через него перегоняют скот и технику, ходят люди.

Наладившуюся было мирную жизнь сотрясло известие о начале Великой Отечественной войны. Практически все взрослое мужское население ушло на фронт. По некоторым данным, на фронт ушли более 160 человек, а вернулись — не более 90.

В эти же годы в селе появились депортированные с Поволжья этнические немцы. Их подселили к местным жителям, помогли устроиться, дали работу, строили им дома. Вместе жили, вместе спали и ели, как говорят, делили хлеб и кров, помогали друг другу выживать. В одном доме устраивались по 2-3 семьи.

Основное население села — русские и украинцы, все и говорили на смеси этих языков. И даже местные казашки удивляли приезжих своим украинским акцентом.

Как интересны и поучительны судьбы наших земляков. Участник Великой Отечественной войны Беген Кожахметович Шырланов (1925-2009) ушел на фронт, когда ему не было и 18 лет. Воевал в Эстонии, Латвии, Литве… В 1943 году был ранен в руку, в 1944 году — в голову. После госпиталя в декабре 1944 года служил в артиллерии, был командиром орудия, наводчиком. Беген Кожахметович награжден многими орденами и медалями. С супругой Марией-апай они воспитали 10 детей. Много лет уважаемый в селе человек проработал бригадиром животноводческой фермы.

Вечерами и в выходные дни Беген-аға занимался любимым ремеслом. Он создавал и ковал женские украшения, кольца из серебра. У казахов ни один той не обходится без подарков. Для бузулукцев лучшими были кольца и серьги, которые смастерил Беген-аға. Их передают из поколения в поколение.

По соседству с ним жили два ветерана-фронтовика. Это Ахмедия Сагимбаев и Тольтай Наурызбаев. Последний с супругой приехал в наше село в послевоенные годы, целинные годы. Сабира-апай — заслуженная телятница.

Живет в селе Серик Каирбеков. Он не видел своего отца Абденулы Каиырбека (1906 г.р.), знает только по рассказам матери Жамал, что отца забрали на войну в 1942 году, когда ему исполнился всего лишь месяц. А осенью пришла похоронка, что солдат Каирбек Абдильдинов погиб 17 октября 1943 г. в Орловской области.

Окончив семилетнюю школу в с. Иглик, Серик пошел работать шофером, чтобы помогать матери по хозяйству, создал семью. Супруга его — Куаныш — тоже дочь фронтовика. Они прожили вместе 50 лет. У них большая и дружная семья, все поддерживают и помогают друг другу. Работая все время в животноводстве, они передали свое стремление к труду детям. Нынче Серик-аға — имам села, уважаемый аксакал. В 1950 году в нашем селе образовалась сельскохозяйственная артель (колхоз) имени Маленкова Бузулукского сельского совета Есильского района Акмолинской области.

В 1958 году — сельскохозяйственная артель (колхоз) «Рассвет» Есильского района Акмолинской области, а с 1960 года — Целинного края. В те годы были построены: клуб, детсад, восьмилетняя школа, столовая, ФАП, другие объекты. Проведено электричество!

С октября 1961 года по май 1975 года наше село стало отделением совхоза «Московский». А с июня 1975 года организован самостоятельный совхоз «Победа». Построили МТМ, автогараж, кормоцех, животноводческие комплексы. Появились новые улицы, производственные объекты, магазины, стройучасток, новая трехэтажная школа, детсад, банно-прачечный комбинат, кочегарки. Установлена система водоснабжения с разводными сетями, асфальтировались улицы, установлено уличное освещение. Если ранее огороды поливались вручную, то со временем люди стали использовать на приусадебных участках летний водопровод.

После распада СССР нашему селу, как и всей стране, было очень сложно. Люди стали уезжать, внешний облик ранее ухоженного села изменился. Появились заброшенные дома, а сколько их было разобрано на дрова.

Многое пришлось пережить нашим односельчанам: остались без работы и зарплаты, часто — без электричества и центрального отопления.

Но мы справились и с этими тяготами. Есть у нас устойчивые   крестьянские хозяйства, большую помощь селу оказывает ТОО «Агро-Олдиви». Успешно работает аппарат акима сельского округа. Есть Побединская средняя школа, ФАП, библиотека, пекарня, почтовое отделение, магазины… Главное — есть работа и желание сделать родное село красивее, лучше.

Мы живем также дружно, как люди, основавшие село более 100 лет назад. Сообща работаем, вместе отмечаем знаменательные даты, провожаем в последний путь.

Лучшие казахские традиции стали общими, независимо от национальности.

В засушливые годы, когда погода не балует наши степи дождями, сельчане собираются на берегу реки Ишим и проводят «тасаттык», приносят жертву Всевышнему с просьбой об обильных дождях. Режут обычно черную корову, барана — готовят бесбармак, угощают всех, кто находится на этом празднике. А потом начинают обливать всех водой, бросать друг друга в реку — от малого до старого.

По весне — это тоже уже традиция: все жители убирают свои дворы, улицы, подбеливают деревья. Ходят на кладбища — убирают территорию, белят заборы, поминают умерших…

Вместе мы встречаем гостей. А их у нас бывает много. Выросшие дети покидают родное гнездо — таков закон жизни. Множество наших земляков живут сейчас далеко от села. Среди них — летчики, учителя, медработники, милиционеры, бухгалтеры, агрономы, повара и механизаторы, всех не перечесть. И кем бы они ни были, где бы ни жили, все они желают процветания нашему селу.

Так, как делает это Жибек Сапарбековна Сыздыкова. Она родилась в простой семье в 1961 году. После окончания средней школы поступила в Карагандинский государственный университет на факультет истории. А позже окончила аспирантуру и докторантуру МГУ им. Ломоносова. Сейчас доктор исторических наук, профессор, академик Российской академии наук Жибек Сыздыкова живет и работает в г. Москве. Но каждый год приезжает в родное село навестить своих родителей. Вот что она пишет: «…Двадцать лет жизни в России помогли мне составить успешную карьеру в науке. Здесь я состоялась как личность. В настоящий момент я — гражданка РФ. Но мне всегда не достает запаха родной земли, огромных открытых степных просторов, особого яркого солнца и, конечно же, несравненно вкусного казахстанского хлеба…».

Наше село Бузулук, действительно, расположено в удобном и красивом месте: рядом райцентр, проходит автотрасса республиканского значения, протекают реки Ишим и Каракол. Не зря, значит, выбрали эту местность наши предки, за что им огромное спасибо! И хотя многие земляки сегодня живут в других местах, все они помнят частичку редины, откуда произрастают их корни, а мы, живущие сегодня на своей малой родине, верны своему делу, дышим родным воздухом, радуемся каждому дню.

Записала Нина МИТЧИНОВА.

Есильский район.

Читайте также