МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ
Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» была утверждена в апреле 2015 года Первым Президентом РК — Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Ее основная цель предполагает интеграцию макрорегионов страны путем выстраивания эффективной инфраструктуры, в том числе и дорожной. После завершения первой пятилетки стало очевидно, что программа «Нұрлы жол» выполняет роль ключевого драйвера в развитии экономики. Вместе с появлением современных автомагистралей созданы новые рабочие места, возрос уровень транзитных грузопотоков.
Протяженность автомобильных дорог местного значения в Акмолинской области составляет 5 626 км, в том числе областного значения — 2 661 км, районного значения — 2 965 км. Для обеспечения безопасности дорожного движения ежегодно прокладываются новые магистрали, реконструируются старые, капитальный, средний или текущий ремонт охватывает сотни километров автомобильных дорог.
Согласно Посланию Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы Нурсултана Назарбаева, большое внимание уделяется дорогам местного значения. Если в 2018 году на ремонт автомобильных дорог областного, районного значений и улично-дорожной сети населенных пунктов было выделено 12,8 млрд тенге, в 2019-м уже 21,6 млрд тенге, то в прошлом на ремонт автомобильных дорог местного значения было предусмотрено 35,3 млрд тенге (республиканский бюджет — 13 млрд тенге, областной бюджет — 9,3 млрд тенге, резерв Правительства РК — 3,4 млрд тенге, в рамках программы «Дорожная карта занятости» — 9,6 млрд тенге).
В результате ремонт (капитальный, средний или текущий) в строительном сезоне 2020 года коснулся более 680 километров улиц и дорог в городах и сельских округах. Строительство и реконструкция затронули 27,5 км, капитальный ремонт — 11,7 км, средний ремонт — 258,4 км, текущий ремонт — 140 км, отдельной строкой можно выделить ремонт дорог по программе «ДКЗ-2020» — 250 км. Также в рамках капитального и среднего ремонта отремонтировано 100 водопропускных труб, установлено 570 дорожных знаков, 434 сигнальных столбика. Показатель доли автомобильных дорог местного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии достиг 78%. В целом по стране, согласно поставленной задаче, к 2025 году долю автодорог местного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии необходимо довести до 95%.
Ремонтные работы в строительном сезоне прошлого года велись по нескольким программам, среди них «Комплексный план социально-экономического развития населенных пунктов, прилегающих к городу Нур-Султану», «Развитие окраин», «Ауыл — Ел бесігі», «План развития Щучинско-Бурабайской курортной зоны», «Строительство и ремонт автомобильных дорог областного значения», «Целевые трансферты на строительство и ремонт улично-дорожной сети населенных пунктов и городов Кокшетау, Степногорска и дорог районного значения» и «Дорожная карта занятости».
По программе «Ауыл — Ел бесігі», например, было выделено более 2 млрд тенге, на которые уже отремонтированы несколько десятков километров дорог в населенных пунктах Астраханского, Аршалынского, Атбасарского, Бурабайского, Зерендинского, Сандыктауского и других районов.
По «Дорожной карте занятости» реализован 81 проект по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог местного значения и улично-дорожной сети населенных пунктов на сумму 9,6 млрд тенге.
В рамках подготовки к Форуму межрегионального сотрудничества Казахстана и России в городе Кокшетау из резерва Правительства РК на ремонт и строительство улично-дорожной сети было выделено свыше 5 млрд тенге. В этой сумме «сидят» реконструкция дороги на перекрестке пр. Н. Назарбаева — ул. Жунусова, также на перекрестке пр. Н. Назарбаева — ул. Абая, средний ремонт дороги между мкр. «Васильковский» и «Центральный (от ул. Сулейменова до проспекта Н. Назарбаева), строительство дороги вдоль берега озера Копа (1 очередь), реконструкция автодороги улицы Габдуллина от мкр. «Центральный» до мкр. «Сарыарка», строительство дороги между мкр. «Васильковский», «Коктем» и «Сарыарка» и другие не менее важные инфраструктурные проекты.
Алексей ЧАЙКА,
по информации облуправления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА из архива «АП».