МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ
Индустрия отдыха и туризма — в числе приоритетных отраслей экономики нашей области. В туристский кластер региона входят свыше 500 предприятий сферы туризма, в том числе отели, санаторно-курортные учреждения, субъекты придорожного сервиса, турфирмы. На нашей территории расположены три государственных национальных природных парка — «Кокшетау», «Бурабай», «Бұйратау», Коргалжынский государственный природный заповедник, внесенный в список природного наследия ЮНЕСКО.
По информации облуправления туризма, культурно-исторический сегмент кластера представлен 900 памятниками, большинство из которых находятся под охраной государства и включаются в экскурсионные программы. Разработано 73 туристских маршрута, все они внесены в специальный государственный реестр и пользуются популярностью у гостей.
По степени привлекательности туристско-рекреационных ресурсов основными базовыми зонами развития туризма региона определены как санаторно-курортная — Щучинско-Бурабайская курортная зона, пристоличного отдыха — Аршалынский, Аккольский, Шортандинский, Целиноградский районы, сакрально-заповедная зона — Коргалжынский, Ерейментауский, природная зона — Зерендинский, Сандыктауский районы.
Конечно, в прошлом году сфера туризма фиксирует спад из-за распространения коронавирусной инфекции. К примеру, услуг размещения было оказано на сумму 4476,3 млн тенге, что на 23% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. Количество посетителей — 172,9 тысячи человек (снижение в 1,8 раза). Объем инвестиций в основной капитал по направлению «Услуги по проживанию и питанию» за 10 месяцев 2020 г. снизился в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составил 4,6 млрд тенге. При этом нужно отметить, что только за летний сезон местные здравницы могут обслуживать более полумиллиона туристов, а за одни сутки -свыше девяти тысяч отдыхающих.
Вместе с тем для развития инфраструктурного комплекса курорта Бурабай в 2019-2020 годах реализованы шесть масштабных инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций 14,5 млрд тенге с созданием 225 рабочих мест. Это, к примеру, строительство «IQanat High School of Burabay», реконструкция зданий санатория «Щучинский», строительство гостиничного комплекса «Байтас», многофункционального комплекса «Променад Бурабай», «Колеса обозрения», реконструкция спортивно-оздоровительного комплекса с пристройкой аквапарка ТОО «Орленок». На стадии активной реализации еще девять инвестиционных проектов.
Конечно, меры государственной поддержки коснулись и туристического бизнеса — это и освобождение от уплаты налогов и соцотчислений, и предоставление отсрочки по платежам по договорам банковского займа и по отсрочке платежей по кредитам. В условиях карантинных ограничений туробъекты курортных зон продолжали свою деятельность с соблюдением всех санитарных норм. Так, была запущена система бронирования для проезда через блокпосты к местам отдыха. К сожалению, сейчас проведение массовых мероприятий невозможно из-за карантинных ограничений, да и, собственно, вся сфера сегодня пытается адаптироваться к работе в новых условиях. Реализация концепции событийного туризма «Four Seasons», нацеленная на круглогодичную загрузку, в регионе пока приостановлена, как и участие акмолинских представителей туризма в крупных международных выставках и ярмарках. Надо сказать, что прошедшее лето было особенным и для акмолинских детей — традиционный «коллективный» загородный отдых был для них недоступен.
Ограничение деятельности организаций размещения в летний период (запрет проведения массовых мероприятий, ограничение заполняемости объектов размещения до 80 % от проектной вместительности, закрытие внешних границ страны) не могло не сказаться на развитии отрасли в целом и повлияло на снижение основных показателей практически в два раза. Общеизвестно, что Щучинско-Бурабайская курортная зона включена в топ-10 приоритетов в рамках госпрограммы развития туристской отрасли до 2025 года. А в 2019 году курорт Бурабай заслуженно лидировал в рейтинге самых популярных курортов стран СНГ.
Чтобы существовать в сегодняшних реалиях, представители турбизнеса делают ставку на внутренний туризм. И многие занимаются этим целенаправленно. Ведь чтобы зазвать казахстанского туриста, привыкшего отдыхать за рубежом, нужно продемонстрировать достойный уровень и прекрасные возможности отдыха. И предприниматели понимают, что, скорее всего, так и будет, и стараются обеспечить спрос на свои услуги.
Подготовила Камиля АХМЕТ.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА из архива «АП»