СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Отчаянный крик маленькой девочки, полный страдания последний взгляд матери, убегающей с другим ребенком на спине. Оскаленные волчьи пасти настигающих свою добычу волков. Гордо поднятые головы джигитов, не отводящих глаз от расстрельной команды в красноармейских шинелях. И бесконечные вереницы истощенных, покидающих родную землю людей.
Сказать, что фильм «¥лы Дала Зары», попавший в лонг-лист претендентов на главную кинопремию США «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», основан на документальных событиях, слишком мало и сухо. Кажется, что его создатели (продюсер Ернар Маликов, режиссер Марина Кунарова) перенеслись в страшное для исконных обитателей Великой Степи время, вошедшее в историю казахов страшным словом — Ашаршылық. Засняли красивые, радостные лица, превращающиеся под гнетом выпавших на их долю страданий в старческие, мученические.
Нет, фильм не документальный, игровой. Но прежде чем написать сценарий, его создатели пять лет провели в архивах. В найденных документах — тысячи судеб, очень похожих на трагедию семьи главного героя — Турата. С красавицей-женой Нурией, детьми охотник-беркутчи живет на зимовке, вдали от своего аула. Помогает голодающим сородичам. Кажется, любящую семью не коснутся беды коллективизации, обойдут стороной их домик в горах комиссары.
Но однажды Турат находит умирающего друга Медена. Понимает, что спасая раненного, подвергает опасности свою семью. Иначе не может. Спасает его от гибели, погибает сам. Но успевает поднять аул на борьбу с угоняющими последнюю корову, выгребающими последние зерна пшеницы красноармейцами. На борьбу за право жить на родной земле по законам, завещанным предками.
Силы тогда оказались неравными. Люди гибли от пуль, но еще больше — от страшного, искусственно созданного голода. Сколько тогда по всему Казахстану появилось безымянных братских могил, едва присыпанных землей. Не было сил у оставшихся в живых похоронить своих близких, как издревле принято у казахов.
А сколько так и остались лежать у обочин дорог, в степи, у вокзалов… В 1931 году Сибирский краевой комитет обратился с жалобами в Москву на то, что на вокзалах Томска, Новосибирска, на улицах Саратова, Самары погибают казахи. Хоронить их некому. Только после этого в 72 района Казахстана направили запрос о подсчете количества людей. Но данные поступили лишь из 46. Из остальных, населенных казахами районов, информацию давать было просто некому. Там не было никого… Умерли. У кого оставались силы и хоть какой-то скот, ушли, покинули землю своих предков.
— Во время Ашаршылық (голод 30-х годов) и других трагедий свыше четырех миллионов наших казахстанцев, казахов погибли. Полтора миллиона бежали, оказались вдали от родной земли, — говорил Нурсултан Назарбаев на внеочередном съезде партии «NurOtan».
В те страшные годы казахи стали меньшинством на своей земле. И только 60 лет спустя, в 90-е годы их стало больше чем русских, немцев, поляков, ингушей…. Всех тех, чьи предки находили здесь кров, приют, работу.
Но это уже в новой стране — в суверенном, независимом Казахстане. Когда люди поняли, что теперь они смогут сами решать судьбу своей страны, никому извне не позволят навязывать свою волю. Тогда же в наш обиход вошли слова «оралман», «қандас».
Помочь сородичам вернуться на родную землю-такое требование стало громко звучать после декабря 1986 года. И уже 16 сентября 1998-го появилась утвержденная Правительством РК Концепция репатриации этнических казахов на историческую родину. Соответствующие законы вышли сразу после обретения страной независимости.
В этом году статус кандас (предыдущее название репатриантов — «оралман») получили около 12 тысяч этнических казахов. Всего же с 1991 года на историческую родину переехали один миллион 690 тысяч человек.
Вернулись, помня обо всех ужасах голода и репрессий. Воссоединились со своим народом, чтобы строить новый Казахстан, не забывая об уроках истории. Главный из которых: мы вместе и вместе не допустим, чтобы на священной земле Великой степи пролилась кровь. Вместе жить так, чтобы на ней не был слышен плач народа.
А в память о жертвах в новой столице новой страны воздвигнут мемориальный комплекс «Ашаршылық құрбандарына ескерткіш». В центре Стены скорби фигура женщины-матери. Силой воли, желанием и мольбами она как бы взлетает над землей. С отчаянием и надеждой обращается к небесам о защите и помощи.
Фильм «¥лы Дала Зары» — это тоже дань памяти погибшим, выжившим, страдавшим… Чтобы никогда больше…
Нина МИТЧИНОВА.