Уже 10 7 мест из 200 заняты пациентами в новом Центре инфекционных заболеваний г. Кокшетау, и заболевшие коронавирусной инфекцией продолжают прибывать. Восемь человек находятся в реанимации, в блоке для беременных — 11 пациенток. За три недели работы центра здесь родились уже четверо малышей. Как работает новая больница спустя три недели после своего открытия, мы решили узнать на месте.
По словам руководителя ЦИЗ Сауле Жуматаевой, новая больница — воплощенная мечта любого врача-инфекциониста. Дело в том, что в нашем регионе никогда не было инфекционного отделения для взрослых. Пациенты занимали лишь несколько палат в здании детской инфекции и городской больницы. В новом центре условия для пациентов и персонала созданы идеальные: новейшее оборудование, видеонаблюдение и мониторы, позволяющие контролировать состояние больных каждую секунду, кислородные точки у каждой кровати и особая система вентиляции, не смешивающая воздушные потоки. Чтобы ни один медик не заболел, до мелочей продумано движение персонала из «чистой» зоны в «грязную» и обратно. Закончившая свою 14-дневную вахту первая смена уже отправилась на отдых: все здоровы, результаты тестов на коронавирус — отрицательные. Это, как говорят сами медики, хороший показатель.
Дарят жизнь
— В центре на сегодняшний день родились уже четверо детей, — делится радостью Саржан Калмуратов, заместитель главного врача Кокшетауской городской больницы, подразделением которой и стал новый центр. — Блок F на сорок мест у нас полностью отдан беременным пациенткам, на сегодня их здесь 11.
По словам заместителя главврача, в центре есть также пациентки с отрицательным тестом на COVID-19, но с признаками вирусной инфекции и нарастающих осложнений. Они располагаются в отдельных боксах, с другими женщинами не контактируют.
Чтобы установить точный диагноз, таким пациенткам делают компьютерную томографию — облучение при этой процедуре гораздо меньше, чем от рентгена.
Первая пациентка, ставшая мамой в новом центре, инфекцию переносила тяжело. У женщины было 30-процентное поражение легких, сопутствующие заболевания — диабет, варикоз. Началась гипоксия плода, и на консилиуме врачи решили оперировать. После кесарева сечения на свет появился здоровый мальчик, тест на коронавирус показал отрицательный результат. Маме малыша тоже стало лучше, сейчас она готовится к выписке.
— Для новорожденных у нас предусмотрен «чистый» блок с отдельным входом, так как дети рождаются, как правило, не зараженными коронавирусом, — объясняет Саржан Амангельдинович. — После экспресс-тестирования на вирус мы оставляем их в специальной неонатальной палате, где есть доктор, детская медсестра. Кормим смесью, предоставленной поликлиниками бесплатно — за счет государственных средств она выдается женщинам, у которых нет молока.
На вопрос о том, есть ли в центре условия для выхаживания детей с осложнениями — все-таки это не специальная больница, а роды — процесс непредсказуемый — Саржан Калмуратов отвечает: конечно.
У нас есть кувезы для малышей, буквально сегодня доставлены два ИВЛ-аппарата для новорожденных, мониторы, специальный цифровой передвижной рентген для малышей. Мы также сделали закуп кроваток-трансформеров, поставок ждем на следующей неделе. Так что на случай заболевания COVID-19 или появления недоношенного малыша мы укомплектованы всем необходимым.
Кадры решают
Сегодня в Центре работают 15 докторов, а всего персонала — более 70 человек. Саржан Калмуратов рассказывает, что в первой смене трудились врачи из Нур-Султана, сейчас практически все — местные. Сформирован кадровый резерв и на следующую смену.
Рузи Шихов — молодой врач-эпидемиолог. Только в этом году он получил диплом НАО «Медицинский университет Астана», но уже успел поработать медбратом в столице: трудился в карантинном, затем в провизорном стационарах. Первую волну КВИ застал и в Нурсултане, и в Кокшетау: в наш город он приехал в июле и сразу же устроился в городскую больницу. Самым трудным, говорит доктор Шихов, было время, когда был огромный наплыв пациентов, когда люди умирали. Сам Рузи коронавирусом уже переболел летом. Перенес в легкой форме — помогла молодость. Однако сегодня, спустя четыре месяца, антител в организме уже нет, а значит, есть риск снова заразиться. — Эта клиника соответствует всем мировым стандартам, сделано все, чтобы не допустить заражения персонала, — говорит Рузи. — Но важна и внутренняя дисциплина. Чтобы не заболеть, нужно придерживаться правил: соблюдать масочный режим, правильно надевать и снимать противочумный костюм и другие средства защиты.
На вопрос о том, почему выбрал медицину и редкую специальность эпидемиолога, молодой врач с улыбкой отвечает: «В детстве часто лежал в больницах, привык к этой обстановке. К тому же профессия благородная. В медицину ведь идут не из-за денег…».
Ради спасения
— Работать в реанимации всегда непросто, — говорит заведующая отделением реанимации Кокшетауской городской больницы Кристина Лихачева. — Конечно, самое тяжелое в нашей профессии — переживать утраты, когда пациенты уходят.
По ее словам, во время первой волны вируса в городскую больницу поступало много запущенных пациентов, состояние которых ухудшалось стремительно, а все усилия врачей не помогали. Общее нервное напряжение было такого накала, что порой, как признавались некоторые доктора, «хотелось выйти из больницы и убежать». Не отпускали, опять-таки, чувство долга и пациенты: их нельзя бросить.
— После последней «коронавирусной» смены в городской больнице во время первой волны я долгое время даже разговаривать ни с кем не могла, — рассказывает Кристина Лихачева. — Сейчас, кажется, все проходит немного легче. Я не вирусолог, чтобы рассуждать о природе вируса и его мутациях, но объективно вижу, что тяжелых и крайне тяжелых больных сейчас меньше.
Говоря об условиях, созданных для врачей в новой больнице, Кристина Рамазановна подчеркивает: технические новинки очень облегчают жизнь докторам. Благодаря мониторам, например, можно следить за состоянием каждого пациента, а когда в ближайшие дни центр подключится к централизованной системе обмена данными, можно будет даже проводить консилиумы с докторами из других больниц и регионов.
К тому же новый центр практически исключает возможность заражения для медицинских работников, которые соблюдают правила. Кстати, за соблюдением правил в новом центре следят особенно пристально. Заметят нарушение — сразу прощаются с нерадивым сотрудником. Допустить заражения нельзя, ведь если заболеет один сотрудник — на карантин отправится вся смена. А набрать на работу сотню новых медицинских работников — задача при существующем дефиците кадров практически невозможная.
Важная профессия
Наверное, многие думают, что самая важная профессия в больнице -врач. Несомненно, это так и есть. Однако есть здесь люди, без которых спасать людей было бы куда сложнее. Это — санитары. Такие, как Мейержан Толыбай. Работать в центр инфекционных заболеваний парень приехал… из Тараза. Учится в университете, причем вовсе не по медицинской специальности. А на вопрос, почему устроился именно сюда, отвечает:
— Пришел, чтобы помогать. У меня коронавирусом переболели бабушка и дедушка. Хочу таким способом сказать «спасибо» врачам за спасенное здоровье моих родных.
Врачи говорят, что санитарами в новой больнице в основном и работают молодые и крепкие парни. Дело в том, что среди болеющих много пожилых людей, у многих коронавирусная инфекция протекает так тяжело, что они не могут сами себя обслуживать — нет сил даже держать ложку. За ними необходимо ухаживать. Здесь как раз и помогают санитары, такие как Мейержан — кстати, будущий педагог. Кормят стариков с ложечки, выносят судно, моют пол. Работают здесь молодые люди из разных регионов. Многие учатся онлайн в Высшем медицинском колледже Кокшетау или на медицинских факультетах и на практике узнают все тонкости работы в больнице. А по мнению врачей постарше, эта работа учит не только трудолюбию и терпению, но и уважению к старшим. И она для больницы очень важна.
Мейержан Толыбай, например, не считает, что занят чем-то особенно сложным. Говорит, «люблю чистоту, так что трудностей не вижу». В перерывах успевает посещать лекции в университете онлайн, а в будущем хочет попробовать себя и в других сферах деятельности — например, поработать продавцом. Такой вот разносторонний молодой человек…
Стали грамотнее
Работа Центра инфекционных заболеваний уже практически полностью отлажена. Возникающие трудности — к примеру, пациенты жалуются, что в некоторых палатах холодно, — решаются в рабочем порядке. Однако помощи от спонсоров, оказывавшейся летом этого года, сейчас уже нет. Доктора сетуют: «Люди привыкли, даже маски носить перестали».
Руководитель центра, главный внештатный инфекционист области Сауле Жуматаева отмечает, что вторая волна лишь начала нарастать.
— Центр заполнился на 50% примерно за неделю, — рассказывает она. — Поступают в среднем по 20 человек в день. Однако тяжелых пациентов сейчас действительно меньше. Думаю, это связано с улучшением информированности населения о вирусе. Сейчас люди уже не бросаются с первых дней пить антибиотики, но знают, что нужно принимать противовирусное и антикоагулянты — аспирин или кардиомагнил. Надеемся, что эта волна пройдет легче, чем первая…
Владислава КОКОРИНА.
Фото автора Берика ЕСКЕНОВА.