ЗНАЙ СВОИ ПРАВА
Спальный гарнитур «Николь» бежевого цвета, стоимостью 398070 тенге житель областного центра М. приобрел 28 декабря 2019 года.
50% стоимости оплатил сразу, остальную сумму по договору купли-продажи с ИП «X» выплатил после доставки мебели в его квартиру 11 марта. От бесплатной сборки М. отказался, распаковывал все предметы самостоятельно. Но все свои действия сопровождал фото- и видеосъемкой. Это и стало доказательством обнаруженных им на деталях мебели сколов, царапин и некачественной склейки…
16 марта 2020 года М. направляет в ИП «X» претензию с просьбой произвести обмен части деталей на качественные, либо возвратить деньги. По его словам, получил отказ.
Обратился с исковым заявлением в суд. Ответчик (ИП «X») свой отказ удовлетворить претензии истца объяснял тем, что упаковка была фабричной, целостность при доставке не нарушена. Сборка мебели должна производиться профессиональными специалистами, от помощи которых М. отказался. На просьбу от 23 марта допустить в квартиру специалистов, чтобы они осмотрели мебель, ответа не получили. Как и на просьбу вернуть дефектные детали в магазин.
На судебном заседании истец не только подтвердил свои требования, но и заявил о том, что нарушены его права, так как мебель на протяжении шести месяцев стоит у него в прихожей комнате, а это создает неудобства для всех членов семьи. Купив мебель за большие деньги, он вынужден «не наслаждаться мебелью, а участвовать в судебных тяжбах, что влечет переживания и стрессы». В обоснование иска истец указал, что полученный товар не соответствует образцу, презентованному на витрине.
Представитель ответчика, исковые требования не признала, суду пояснила, что «товар не мог на протяжении длительного времени стоять без использования и был в употреблении, механические повреждения допущены истцом при распаковке и хранении. Более того, истцом не представлено доказательств нахождения мебели в квартире на протяжении шести месяцев».
Но каких-либо доказательств этому сторона ответчика предоставить не могла. Доводы ответчика, что истец сам отказался от услуги по сборке мебели суд во внимание не принял, «поскольку, в данном случае это исключительное право истца».
Представители суда вместе с участниками судебного спора выехали по месту жительства М., мебель осмотрели, убедились в том, что обнаружены сколы, некачественная склейка в некоторых предметах соответствует тому, что М. зафиксировал на фото и видео, сделанных при распаковке мебели.
Принимая решение, суд руководствовался действующей нормативно-правовой базой, в частности Законом РК «О защите прав потребителей». Одна из его норм гласит: «…при продаже товара по образцу и (или) описанию потребитель имеет право на получение товара, который соответствует образцу и (или) описанию». Согласно пунктам 4,5 статьи 30 этого закона, продавец отвечает за недостатки проданного товара и тогда, когда он не знал о них.
В итоге решение таково: «Исковое заявление М. к индивидуальному предпринимателю X. о расторжении договора купли-продажи, о возмещении суммы и взыскании морального вреда, удовлетворить частично».
Полная сумма стоимости гарнитура (398070) тенге X. обязана возвратить М. Плюс к этому компенсировать доказанный им в суде нанесенный моральный вред на сумму 40000 тенге. Судебные расходы также оплачивает проигравшая сторона. Спальный гарнитур «Николь» бежевого цвета ответчику возвращен.
P. S. Предусмотрительности М., зафиксировавшего на фото обнаруженные при распаковке дефекты, нам всем надо учиться. Мало ли…
Нина МИТЧИНОВА.