Карантин и бытовое насилие: связь существует

Не проходите мимо

Из-за режима самоизоляции многие жертвы насилия оказались заперты в четырех стенах с мучителями. Ухудшение экономической ситуации и страх перед неизвестным вирусом повышают уровень эмоциональной напряженности и количество бытовых конфликтов.

На круглых столах, конференциях, проходящих сейчас, конечно же, в режиме онлайн, руководители кризисных центров, к которым обращаются за помощью жертвы насилия, приводят множество примеров.

От многих из них действительно «мороз по коже». Поздней осенью избитая мужем женщина без верхней одежды проводит ночь в подъезде. Уйти не может, некуда и не к кому. В квартире с разбушевавшимся папашей — плачущие, испуганные дети.

О масштабах и тяжелейших последствиях бытового насилия можно судить и по тому факту, что Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу дал поручение: «Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и тяжкие преступления против личности, особенно против детей».

На одном из недавних брифингов на площадке СЦК руководитель Комитета административной полиции МВД РК Мурат Баймукашев привел такие данные: 54% жертв бытового насилия — женщины, 6% — несовершеннолетние. 40% являются мужчинами, пострадавшими от рук близких, отцов, братьев.

По его информации, с начала 2020 года более 19 тысяч человек привлечены к административной ответственности именно за преступления, совершенные под крышей родного дома, защитные предписания вынесены 61,7 тысячи раз, в кризисные центры направлено около 8,6 тысячи человек.

Это в целом по стране. Ситуация в нашей области исключением не является. Избивают, унижают, оскорбляют друг друга, как правило, в семьях, относящихся к категории неблагополучных.

С начала года полицейскими поставлено на учет 799 родителей, не исполняющих своих обязанностей. Привлечены к административной ответственности 292 законных представителя, должным образом не исполняющих обязанностей по воспитанию или образованию своего ребенка. В отношении шести законных представителей, не исполняющих обязанностей по воспитанию детей, связанных с жестоким обращением с ними, возбуждены уголовные дела. 68 родителей лишены родительских прав, 15 — ограничены в родительских правах.

НО В ЧЕМ ЖЕ ПРИЧИНЫ ГЛУБИННЫЕ

Конечно, проблемы бытового насилия, родителей, детей калечащих и физически, и психологически, возникли не сегодня и даже не вчера.

— Меня тревожит ситуация с ростом бытового насилия над женщинами и детьми в семьях. Неуважительного отношения к женщине не должно быть. И сразу скажу, что такое насилие должно пресекаться предельно жестко, — говорил Лидер Нации Нурсултан Назарбаев восемь лет назад.

О том, насколько глубоко в нас укоренились «ұят», «бьет, значит любит», «сор из избы…», и какую роль они играют в этой проблеме, мы поговорим в следующем материале. Сегодня — о причинах более прозаичных, очевидных.

По данным, находящимся в открытом доступе, более половины таких правонарушений совершены в состоянии опьянения, 82% — неработающими гражданами.

Таковых в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией, становится, конечно, больше. И женщинам стало сложнее. Уехать в село к родственникам, в другой город хотя бы на время, чтобы дать мужу время одуматься, сейчас сложно. Работу найти и сказать, доказать: «Не успокоишься — без тебя проживем» — тем более. В кризисном центре (там, где они есть, долго не проживешь).

Да и вряд ли это остановит тех, кто пил и не работал годами. Примеры из недавней судебной практики тому, увы, печальное, подтверждение.

В поселке Шантобе сорокалетний сын, временно не работающий (как чаще всего и бывает в подобных случаях), удостоверения личности не имеющий, «будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь в доме по месту своего жительства, нарушая спокойствие совместно проживавшей с ним матери, выражая неуважение к ней, оскорбил ее нецензурной бранью, угрожая физической расправой…».

Отбудет он пять суток административного ареста, три месяца будет действовать защитное предписание, предусматривающее запрет « употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные вещества» и далее «разыскивать, преследовать, посещать потерпевшую, вести устные, телефонные переговоры…». Но в отношении этих мер есть такая оговорка: «вопреки воле потерпевшей». Но ведь дрогнет материнское сердце, накормит, обстирает…

Как, наверное, было и с 46-летним мужчиной из села Аршалы, ударившим кочергой свою четырнадцатилетнюю дочь так, что причинил «телесные повреждения в виде закрытого перелома плечевого сустава левой руки». А ведь семейный дебошир в то время как раз и стоял на учете в отделе полиции как лицо, в отношении которого вынесено защитное предписание.

Начато досудебное расследование по статье Уголовного кодекса РК «Умышленное причинение среднего вреда здоровью», избрана мера процессуального принуждения: «обязательство о явке». И вновь после следственных действий возвращается он в дом, где живет его семья.

Так что карантинные ограничения, другие негативные последствия, вызванные пандемией коронавирусной инфекции, обостряют, усугубляют проблемы, давно существующие, имеющие корни глубокие. И социально-экономические, и исторические, и ментальные…

В ОДНОЧАСЬЕ ПРОБЛЕМУ НЕ РЕШИТЬ. НО…

Нельзя не отметить, что для снижения общемировой проблемы бытового насилия в нашей стране усилия прилагаются. И немалые. Причем в этом вопросе и государственные органы, и неправительственный сектор действуют слаженно.

Закон РК «О профилактике бытового насилия» действует с 2015 года. Им предусмотрены специальные социальные услуги, которые жертвы бытового насилия могут получить в кризисных центрах. В нашей области таковых — четыре.

В этом году депутатами Мажилиса РК были поддержаны поправки в законодательство о том, что при возникновении реальной угрозы по фактам насилия срочным защитным предписанием к семейному агрессору, наряду с ограничением, будет применена мера о временном запрете находиться в одном жилище с пострадавшим до 10 дней. Но где он будет эти 10 дней и что может натворить за это время…

Очевидно, что нужно не только ужесточать санкции в отношении семейных дебоширов, но и работать с ними. На уровне Правительства рассматриваются комплексные меры по снижению алкоголизации населения, пересмотру подходов к пропаганде здорового образа жизни.

Все понимают важность доступного для всех слоев населения семейного и детского досуга, санаторно-курортного лечения… Необходимы дополнительные меры по повышению занятости населения, в том числе путем повышения оплаты труда по невостребованным вакансиям.

Снижение экономического роста, иные проблемы, вызванные пандемией, конечно, сказываются и на сроках реализации, и на масштабности этих мер.

Ну, а нам нужно быть внимательнее друг к другу. Слышим женские крики, детский плач из соседней квартиры — не бояться постучать и спросить, что случилось, не нужна ли помощь. Участковому инспектору полиции позвонить.

Видим грязного, голодного малыша, знаем, что родители злоупотребляют алкоголем — не только пирожок ему дать, но и сообщить в органы опеки.

«Не проходите мимо» — это не лозунг, а проверенная веками мудрость.

Ирина БАУДИНОВА.

Читайте также