Какие виды государственной поддержки имеют субъекты малого и среднего предпринимательства региона в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2025»? Насколько они востребованы и доступны? Эти и другие вопросы обсуждались на заседании Общественного совета по поддержке предпринимательства при Акмолинском областном филиале партии «Nur Otan».
«ДКБ-2025» на повестке дня заседаний Общественного совета при филиале партии не впервые, повышенный интерес к этой госпрограмме объясним — она наиболее востребована в предпринимательской среде уже много лет подряд, ее инструменты в большинстве своем доступны и понятны, во-вторых, в нее неоднократно вносились изменения по запросам бизнес-сообщества, в текущем году, кстати, тоже. — Очередной раз выносим на обсуждение «ДКБ-2025», поговорим об изменениях, проанализируем недостатки и рассмотрим предложения по ее улучшению, — отметил председатель Общественного совета по поддержке предпринимательства, депутат областного маслихата Нартай Искаков. — Это особенно актуально в период пандемии, когда предпринимательство испытывает серьезные трудности в работе.
Как рассказал руководитель облуправления предпринимательства и промышленности Ербол Оспанов, цель программы за годы существования осталась неизменной — обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, поддержка действующих субъектов бизнеса, создание постоянных рабочих мест.
В текущем году в программу внесены изменения, совершенствующие поддержку бизнеса. В частности, добавлено новое направление поддержки субъектов микро,- и малого бизнеса. Снижена конечная ставка по кредитам для заемщиков до 6%, отменены отраслевые ограничения. В программе три основных направления: два финансовых и одно нефинансовое.
Госпрограмма постоянно совершенствуется. Облуправление предпринимательства и промышленности, как ее региональный координатор, совместно с Палатой предпринимателей Акмолинской области неоднократно обращались в Министерство национальной экономики с предложениями, направленными на повышение эффективности Дорожной карты бизнеса и упрощения получения поддержки предпринимателями. Многие из них нашли отражение в изменениях и дополнениях в ранее действовавшей «ДКБ-2020», а также включены в «ДКБ-2025».
К примеру, до 2018 года каждый проект рассматривался на Региональном координационном совете в акимате области. Сейчас Фонд «Даму» по инструментам «субсидирование» и «гарантирование» принимает решения самостоятельно, безучастия Регионального координационного совета. Это позволило оптимизировать бизнес-процессы и значительно ускорить получение предпринимателями необходимой поддержки. На Региональный координационный совет выносятся только проекты по подведению производственной инфраструктуры.
В этом направлении тоже произошли изменения. Минимальная стоимость подведения недостающей инфраструктуры снизилась до 50 млн тенге (до 2018 года порог был не менее 100 млн тенге), инвестиции в проект — до 200 млн тенге (ранее порог был не менее 400 млн тенге). Проекты стоимостью ниже этих критериев финансируются из областного бюджета.
По инструменту «грантовое финансирование» решения также принимаются без РКС конкурсной комиссией, состоящей из представителей депутатского корпуса, общественных объединений, вузов, предпринимателей, СМИ.
При оценке бизнес-проектов наряду с критерием новизны бизнес-идеи, конкурентоспособности и готовности его к внедрению, большое внимание уделяется социальной направленности проекта. Так, за последние два года 13 грантов были выданы предпринимателям, относящимся к социально уязвимым слоям населения.
— Ежегодно для получения грантов поступают заявки в сумме, значительно превышающей предусмотренные средства, — подчеркивал Ербол Оспанов. — Так, в текущем году поступили 169 заявок, выданы 26 грантов (в том числе от молодежи 43 заявки, выданы 12 грантов). Это при том, что с прошлого года сумма финансирования этого направления увеличена в два раза — до 79 млн тенге, из них почти половина для начинающих молодых предпринимателей. Изменились и суммы грантов на один проект. Если раньше размер гранта не мог превышать 3 млн тенге, то сейчас от 2 до 5 млн тенге. Отменено обязательное софинансирование расходов на проекты в размере 10% от объема гранта для социально уязвимых слоев населения.
За период действия программы (с 2010 года) в нашей области одобрены 1293 проекта общей стоимостью 144,7 млрд тенге. Направления задействованы все, а наиболее популярным остается субсидирование процентной ставки по банковским кредитам — это почти 70% от всех проектов. За 10 лет по «Дорожной карте бизнеса» освоены 15,7 млрд. тенге.
В текущем году бюджет программы увеличен на 1,4 млрд тенге. На субсидирование — почти 2 млрд тенге, гарантирование — 364,8 млн тенге, подведение инфраструктуры — более 1 млрд тенге.
В целом, отмечали члены Общественного совета, «ДКБ-2025» оправдывает свое предназначение. Тем не менее вопросы и пожелания остались. Например, говорил Нартай Искаков, неплохо было бы видеть общую сумму субсидирования процентной ставки. А потом сравнить с суммой выплаченных налогов от предпринимательства, чтобы понять, несет ли государство «убытки» или все потраченное возвращается в конечном итоге с лихвой. Один из вопросов касался возможных изменений программы, а именно внедрения субсидирования затрат предпринимателей на подведение производственной инфраструктуры к своим объектам.
О нефинансовых направлениях «ДКБ-2025» рассказал заместитель директора Региональной палаты предпринимателей Ерқанат Мұсылманбек. Это сервисная поддержка, включающая услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению статистической отчетности; оказание юридической помощи; услуги маркетинга и по написанию бизнес-планов, а также связанные с государственными закупками.
Популярными были названы проекты обучения «Бизнес-Советник», «Бизнес-Рост», проектное обучение по отраслям, компонент «Старшие сеньоры».
Алексей ЧАЙКА.