РГП «Национальный центр качества дорожных активов» создано в прошлом году. Цель его деятельности — экспертиза качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, а также управление дорожными активами. Филиалы предприятия представлены во всех регионах страны и городах республиканского значения. О том, как работает филиал РГП «Национальный центр качества дорожных активов» по Акмолинской области, рассказывает его руководитель Ерболат Куштаев.
— В свете Послания Президента Касым-Жомарта Токаева «Казахстан в новой реальности: время действий» качество дорог — одно из важных приоритетных направлений, обеспечивающих реализацию программы «Нұрлы жол», направленной на развитие транспортно-логистического комплекса. Поэтому диагностика автомобильных дорог, то есть обследование, сбор и анализ информации о параметрах и состоянии конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, характеристиках транспортных потоков, а при необходимости и иной информации для определения потребности в ремонтных мероприятиях, а также оценка и прогноз состояния автомобильной дороги в процессе ее дальнейшей эксплуатации занимает одну из ключевых позиций.
Сегодня наш филиал охватывает порядка восьми тысяч километров автомобильных дорог республиканского, областного и местного значения Акмолинской области. Заключены договоры с местными исполнительными органами на проведение экспертизы качества работ и материалов, в том числе г. Кокшетау, Буландынского, Бурабайского, Астраханского, Сандыктауского, Жаксынского районов, на общую сумму более 102 млн тенге, и на сегодняшний день освоены порядка 85 процентов. Отмечу, что договор с областным акиматом охватывает все автодороги области, включая районную сеть. Кроме этого, филиалом дополнительно заключены договоры с Беловодским сельским округом Жаксынского района и Красноярским сельским округом г. Кокшетау.
Количество объектов, охваченных экспертизой по республиканской сети, в этом году году — 74. Отобраны 598 проб, из которых 556 соответствуют требованиям качества (93%). Остальные не соответствуют по физико-механическим характеристикам инертных материалов, коэффициенту уплотнения и показателю водонасыщения асфальтобетонного покрытия. Исходя из этого, специалисты филиала рекомендуют переустроить слои дорожных одежд (основание, покрытие) и железобетонные изделия.
Выявлены 1239 нарушений: из них грубых — 249 (20%), значительных — 282 (23%), незначительных — 470 (38%) и нарушений по зимнему содержанию — 238 (19%). Пока остаются неустраненными 200 нарушений. К грубым нарушениям относятся такие дефекты, как просадка дорожного покрытия, разрушение и сетка трещин покрытия, колея, пучины и т.д. К значительным — кромочность, шелушение, гребенка. В целом грубые и значительные дефекты в основной части выявлены на гарантийных участках, где большая часть их уже устранена, и при окончательном инспектировании участков после их верификации будет изменен статус. К незначительным относятся в основном дефекты при содержании автодорог: мусор и посторонние предметы, растительность и другое.
Что касается местной сети автодорог, то в текущем году были проверены 87. Отобраны и испытаны 1144 пробы, установлены 909 (79%) соответствующих требованиям стандартов и 235 (21%) несоответствующих по таким показателям, как физико-механические характеристики инертных материалов, толщина слоя щебеночных оснований, толщина слоя асфальтобетонного покрытия, коэффициент его уплотнения и показатель водонасыщения. Выявлены 116 нарушений, остаются неустраненными 36: из них грубых 30%, значительных — 56%. В данном случае к выявленным грубым нарушениям относятся такие дефекты, как: разрушение покрытия, несоответствие толщины слоя; к значительным — выпотевание вяжущего, выкрашивание и прочее. По объектам областного, районного значения и улично-дорожной сети филиал направил девять обращений в областное управление ГАСК для принятия мер к техническому надзору и подрядчикам за допущенные нарушения на объектах ремонта.
Отдельное направление нашей деятельности — инструментальное обследование автомобильных дорог, то есть мероприятия для определения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Такие замеры по диагностике гарантийных участков республиканских автодорог и определению их фактического состояния мы провели на участке протяженностью 2188 км.
По завершении работ на дорогах среднего ремонта есть показатель технического состояния дорог: уровень безопасности дорожного движения; ровность покрытия; модуль упругости и коэффициент сцепления. В основном все характеристики показали хорошие результаты, кроме первого. Этот индикатор снижен из-за крутизны радиусов закругления и продольных уклонов, пересечения дорог в одном уровне. В ходе проведения полевых работ по оценке состояния дорожных покрытий дана оценка 20 участкам на трассах Кокшетау — Атбасар, Жезказган — Петропавловск, Костанай — Аулиеколь — Сурган, Макинск — Аксу — Торгай, из которых четыре в неудовлетворительном состоянии. На проезжей части данных дорог имеются значительные неровности, выбоины, просадки, что свидетельствует о недостаточной прочности дорожной одежды.
По автомобильным дорогам местной сети с начала года филиалом тоже проведены инструментальные работы по диагностике и оценке транспортно-эксплуатационного состояния, а также обследование и составление карточек на искусственных сооружениях автомобильных дорог областного значения. К примеру, Щучинск-Степняк-Валиханово и Коргалжын — Сабынды — Арыкты. После результатов инструментального осмотра на выявленных дефектных участках были даны рекомендации на проведение ремонтных работ.
Для более эффективной работы мы оснастили передвижную дорожную лабораторию, в этом году были приобретены два комплекта оборудования.
— Как сказались на вашей работе карантинные ограничения?
— К сожалению, за время борьбы с пандемией были случаи положительных результатов обследования на корона-вирус у шести сотрудников филиала. Но деятельность филиала не прекращалась, все плановые работы были выполнены. Конечно, мы строго следим за выполнением санитарных требований: есть одноразовые медицинские маски, защитные экраны, перчатки, антисептики. На постоянной основе проводится дезинфекция служебных помещений, все работники регулярно сдают тесты. К слову, кадровый вопрос для нас актуален — в этом году приняты на работу три сотрудника: лаборант и инженеры по строительным работам и материалам. Проводим и профориентационную работу для привлечения к дорожной отрасли абитуриентов. Так, в более 20 учебных заведениях проведены встречи с выпускниками средних школ и лицеев. Кроме того, для получения практического опыта и повышения уровня знаний на оплачиваемой основе привлечены два студента Высшего технического колледжа Кокшетау.
— Филиал участвует в проекте «Акмола — адалдық аланы». Расскажите об этом подробнее.
— Да, в рамках взаимодействия с Агентством РК по противодействию коррупции запущен проект «Сапалы жол — адалдық алаңы». В этом году филиалом совместно с представителями региональной Антикоррупционной службы, проектного офиса «Ақмола — адалдық алаңы», специальной мониторинговой группы и СМИ отобраны более 70 проб. Количество соответствующих стандартам проб — 26% из испытанных, количество несоответствующих — 74%. Выявлены 23 нарушения на объектах. По выявленным недостаткам при ремонте и строительстве автодорог в адрес заказчика и подрядчика направлены письма о принятии мер по устранению выявленных нарушений.
В качестве примера совместной работы могу привести выезд на участок реконструкции автодороги «Подъезд к аулу Родина», где в 2019 году выявлены существенные недочеты качества работ: разрушения а/б покрытия, просадки дорожного полотна, размывы обочины и искусственных сооружений. Кроме того, по результатам отбора и испытаний асфальтобетонного покрытия выявлены несоответствия толщины слоя покрытия, несоответствия коэффициента уплотнения и водонасыщения асфальта. По данному факту материал направлен в управление государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования для принятия мер.
Хочу подчеркнуть, что связь с общественностью, оперативное реагирование на обращения граждан значительно уменьшают социальное напряжение. Снижается риск при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог, позволяя повысить их качество. Результат работы проекта — меры административного воздействия на инженерные службы, осуществляющие технологическое сопровождение на участках. Например, по проекту «Текущий ремонт улично-дорожной сети города Степногорска» к ИП «Муканов» (технический надзор) приняты меры по статье 317 части 3 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»; по проекту «Средний ремонт улично-дорожной сети г. Ерейментау» в отношении ТОО «Реалстрой» приняты меры по статье 312 части КРКоАП, а также в отношении эксперта технического надзора ТОО «Инжиниринг СТ» приняты меры по статье 317 части 3 КРКоАП.
В предстоящий зимний период филиал планирует проведение контроля качества зимнего содержания дорог республиканского значения общей протяженностью 2314 км, дорог областной и местной сети, а также проведение информационной работы по разъяснению деятельности РГП «Национальный центр качества дорожных активов».
Записала Аэлита ТАЕВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.