Возрождая — развивать

«Что такое саукеле и по какому поводу оно пригодится?», «Из чего состоит крыша казахской юрты?», «Что вплетают замужним женщинам в косы и зачем?», «Как называется кожаный сосуд, в котором хранят кумыс?», «Какие цифры у казахского народа обозначают определенные периоды жизни?» Наверняка эти и многие другие вопросы, заданные современным подросткам и даже молодым людям, вызовут у некоторых недоумение: «Не знаю, не помню». Найдутся, правда, и такие, кто правильно и довольно исчерпывающе ответит на вопросы, касающиеся традиций, обрядов и обычаев своего родного народа.

В современном мире, когда стираются грани между различными культурами и народами, когда существует опасность потери национальной идентичности, необходимо доносить до подрастающего поколения знание исконно казахских традиций, прививать им любовь к своей культуре, языку, кухне, национальным ценностям.

С этой целью в Республике Казахстан запущен специальный проект «Дәстүр мен ғұрып», цель которого- возрождение забытых, но актуальных для современности традиций, воспитание гуманных ценностей, а также популяризация и внедрение их в новую реальность. Необходимость в этом есть, как есть и возможности для такой большой и важной работы. И она будет вестись по многим направлениям -в учебных заведениях, в культурных центрах, во всех организациях образования, в средствах массовой информации, общественных объединениях. Методы работы планируется применять самые различные — от выпуска специальных программ по телевидению, в газетах, социальных сетях, до открытия онлайн-меню с национальными блюдами и показами обрядов. Мало того, в школьную программу планируется внедрить факультативный предмет «Национальные традиции». Существенную помощь в продвижении проекта окажут различные конкурсы, викторины, смотры, выставки и так далее.

Областной учебно-методический центр по работе с творчески одаренными детьми давно и целенаправленно ведет эту работу, опыт уже накоплен. Трудно даже подсчитать, сколько прошло таких мероприятий за последние годы — не один десяток. И даже в условиях карантина они проходили — и в заочной форме, и в онлайн-режиме.

Например, конкурс «Алтын қазына». Участникам для того, чтобы проявить таланты, были предложены самые разные номинации. Это и изготовление текстильных изделий — гобелен, вышивка, батик, валяние войлока, лоскутная пластика, и художественная обработка дерева, кости и кожи, и художественная обработка стекла, металла, и изготовление скульптур, народной одежды и изделий из бумаги. С какой любовью и творчеством подходят ребята к изготовлению своих моделей и изделий, превращая выставку в праздник творчества и созидания. Радует, что национальные мотивы превалируют, и это на выставке особо подчеркивалось и приветствовалось.

Каждый год, а то и два раза за этот период, в разных формах проводим областные конкурсы юных музыкантов «Жас дарын» и «Қасиетті домбыра». Программами предусмотрено не только публичное исполнение музыкальных пьес, номеров, но и состязания в знаниях об устройстве домбры, ее происхождении, тонкостях изготовления, нюансах исполнения и о многом другом. Ведь ребенок не только должен уметь играть на этом уникальном инструменте своего народа, но и знать историю, легенды, которые окутывают домбру, ее замечательных обладателей. Познавательность двигает детей к поиску, к открытиям, к значительным выводам в своем выборе.

Интересными,   познавательными   и очень результативными получаются конкурсы краеведческого декоративно-прикладного творчества «Город мастеров: наследие предков сохраним и приумножим». Они предоставляют участникам возможность в состязательной форме развить и продемонстрировать свои творческие способности, обменяться опытом в области художественного и декоративно-прикладного творчества.

Выполненные детьми работы, а их бывает не менее тысячи, отличаются разноплановыми техниками и интересными композиционными приемами. Это поделки из бросового материала, креативные вещи для быта, проекты с национальным колоритом, художественные промыслы региона, поделки из кожи и ткани,рисунки, изделия из металла, гипса, картона, войлока. Дети проявляют мастерство, изобретательность, еще раз подтверждая: декоративное и прикладное искусство — неиссякаемый источник творчества, формирующий нравственные и эстетические основы, гражданскую сознательность и истинный патриотизм.

Еще один пример — популярный и очень любимый детьми конкурс танцевального и хореографического искусства «Ақ шагала», который у нас проводится ежегодно.

Танцевальное искусство-одно из древнейших проявлений народного творчества. В танцах живет время, живет эпоха, живет народ, и каждый человек в отдельности. В Казахстане этот вид искусства распространен особенно широко. Причем, именно наша страна может похвалиться большим разнообразием, ведь на ее территории проживают свыше сотни различных народов, у которых свои традиции и предпочтения. Как правило, наш конкурс проводится по нескольким номинациям: народный танец и народно-стилизованный танец, эстрадный и микс-танец. Получается большой и красивый праздник, радостный и зрелищный конкурс.

Еще одна форма, которую используют педагоги ОУМЦ для пропаганды национальных традиций и обычаев — это выставки. Яркий пример — областная выставка казахских национальных изделий «Тарих ізімен». Ее программой предусмотрены следующие номинации: изготовление текстильных изделий, художественная обработка дерева, кости, кожи; художественная обработка металла. Сколько мастерства и фантазии проявляют участники, сколько выдумки и творчества! И работа по организации подобных мероприятий будет продолжаться, ибо именно такие формы работы формируют у подростков чувство национальной гордости и самодостаточности.

Не могу обойти вниманием еще один конкурс, который у нас также проходит традиционно — это областной детский конкурс искусств театральных коллективов «Театрдың ғажайып әлемі». Особо стоит подчеркнуть социальную значимость конкурса, ведь ребенок, участник создания театрального таинства, постигает мир и искусство через открытие и осознание нравственных ценностей, культуры взаимоотношений с окружающим миром. Атмосфера театра удивительным образом влияет на формирование мировоззрения детей, на развитие уникальных способностей к самовыражению, эстетическому и образному постижению мира.

Конкурс нацелен на воспитание духовного мира детей, их нравственности, любви к Родине, на приобщение к богатству национальной культуры, культуры человечества. В нем принимают участие, как правило, детские театральные коллективы организаций общеобразовательного и дополнительного образования Акмолинской области в возрасте 11-16 лет. Конкурс проводится по номинациям: «Драматический спектакль», «Музыкальный спектакль» (опера, оперетта, мюзикл и др.), «Литературно-музыкальная композиция», «Кукольный спектакль». Критериями оценок являются режиссерский замысел, актерское исполнение, музыкальное решение, пластический образ, художественное достоинство. И получается большой праздник не только театрального творчества, но и воспитания, патриотизма, национальной гордости.

Перечень различных конкурсов, смотров, выставок можно продолжать бесконечно, их мы проводим ежегодно очень много. Но что-то будет меняться, будем искать новые формы работы, совершенствоваться. Например, планируем провести семейный конкурс «Салт дәстур білгірлері», расширим рамки конкурса среди бабушек-апашек, намечаем провести встречи с известными писателями и поэтами-исследователями фольклорного наследия, планируем организовать выставку национальных ремесел, провести неделю моды национальной одежды, организовать фестиваль «Уникальные блюда казахской кухни» и многое другое. Работы предстоит много, но она того стоит, чтобы подрастающее поколение знало, что казахский народ не только имеет большую историческую и национальную культуру, но и всячески сохраняет ее, помнит свои корни, заветы предков и делает многое для того, чтобы историческая память не ушла в прошлое.

Еркин ОРАЗОВ,
директор областного учебно-методического центра по работе с творчески одаренными детьми.

Бахыт КОСКУЛАКОВА,
заместитель директора областного учебно-методического центра по работе с творчески одаренными детьми.

Читайте также