Гордимся своими корнями

В Казахстане живу с 1973 года. Читала много книг по истории страны. О мужестве и отваге предков. Историю делают люди. Заинтересовалась предками мужа, и вот получилась (или не получилась) статья о предках мужа.

Сейчас мы живем в с. Шортанды. Между братьями, сестрами, племянниками и внуками поддерживается тесная связь. Они все очень дружны, и я рада, что стала членом этой замечательной семьи. Весь октябрь в нашей области чествуют пожилых людей. Уважение к старшим в крови народа Казахстана. Я думаю, поколение наших отцов и дедов заслуживает особого к себе отношения. Каждая веха истории нашей страны оставляла шрамы в душах людей. Гражданская война, коллективизация, репрессии, ссылки, голодомор, Великая Отечественная война, тяжелое послевоенное время, освоение целины — это страдания и непосильный труд. Все выстояли и даже стали крепче. Я послевоенное время не помню, но хорошо знаю 90-е годы. Трудно было всей стране. Прерванные экономические связи, спад производства, развал сельского хозяйства… Родилось новое государство. В сознание людей входило новое понимание жизни. Мы выстояли. И заявили всему миру, что из всех 15 республик СССР мы крепче всех. И это благодаря людям, пережившим и выстоявшим все выпавшие на их долю трудности.

Хочу рассказать о прадеде, дедушке и своем любимом свекре Бексултане Жамишеве — заслуженном железнодорожнике Казахстана. К сожалению, даже не все внуки и правнуки знают историю своих предков, мы тоже узнали ее не так давно. Вспоминаю первое знакомство со свекром. На теплую встречу я не рассчитывала. Мой муж — старший из 10 детей, главная опора и надежда родителей — женился на русской. Планы на пышную казахскую свадьбу со старинными обрядами рухнули. Но свекор встретил меня спокойно. Он был человек с юмором и немного философ. Как бывший животновод и механизатор, обошел меня вокруг, прикинул мой рост и вес на глаз и сказал: «Иногда нужно кровь обновлять. Все нормально». Он был поэт и интересовался историей. И, конечно, знал историю своих предков. Отец свекра Жамиш остался сиротой в три года. Пас байский скот с 12 лет. В 15 лет попал в тюрьму за потерю лошадей. Революцию встретил ярым большевиком. До 1921 года устанавливал Советскую власть в Казахстане. Был на похоронах Ленина в 1924 году. До 1931 года работал председателем волисполкома в Атбасарском уезде Казгородокской волости. Потом по 58 статье попал в ссылку, в Сибирь. Вернулся из ссылки в 1939 году. Когда отца арестовали, свекру было всего четыре года, а старшему брату Аскару девять лет. Всего их было четверо детей. Их мама зимой 1932 года замерзла по дороге в  село Никель, пошла менять одежду на продукты и не вернулась… Пошли ребята по людям. А отношение к детям врага народа было не очень доброе в голодомор. Но все четверо выжили и дождались отца из ссылки в 1939 году. Старший брат Аскар в 1942 году был призван в армию и погиб на Сталинградском фронте. Сестры подросли, вышли замуж. Сам Бексултан женился на Бибигуль в 1947году. По законам предков, дед оформил на свою фамилию первых трех детей. Мужу было шесть лет, когда умер его дед Жамиш. Ребенку врезались в память рассказы о работе ссыльного в шахтах. Деду вагонетка переехала ногу, и он остался хромым на всю жизнь. Бексултан окончил школу в Кийме. Выучился на тракториста и всю войну работал на тракторе. Из 4-го аула (с. Курское) во время войны призвали 86 человек, 60 из них погибли, не считая без вести пропавших.

У деда Жамиша была яркая, достойная уважения жизнь. Его отец Тас-Емен, прадед моего мужа, даже отмечен в архивах Омска и Оренбурга. Он был участником совместной комиссии по разграничению России и Киргиз-кайсаков. Правда, простым ездовым, ему был тогда 21 год. События происходили в 1829 году. Россия постепенно оттесняла казахов в степь, к югу, проводя открытую политику колонизации во главе с губернатором Оренбургской губернии И.И. Неплюевым. Смешанная комиссия состояла со стороны казахов из аксакалов и ездовых, а со стороны России из землемеров, генералов с ездовыми и вооруженных казаков. До места, называемого Жетыгара, комиссия работала без разногласий. Но тут главу русской комиссии отстраняют, вместо него приехал другой генерал, и работа комиссии изменилась. По приказу землемеры с казаками, нарушив договор, начали теснить казахов, принуждая отмечать границу уже по территории казахов в сторону степи, к югу, а не вдоль границы с башкирами. Тогда один из аксакалов обратился к Тас-Емену: «Слушай, русские совсем обнаглели и захватывают все больше нашей земли, ты моложе нас, придумай, как их остановить». И прадед послал гонца в следующий аул с просьбой напоить всех русских неперебродившим кумысом. После угощения у генерала и свиты началась диарея. Пришлось им срочно возвращаться в Оренбург. Узнав об этом, старшие Среднего жуза выделили молодому еще Тас-Емену и его 20 родственникам землю под два аула с его именем на землях рода Жалмен, в том месте, где река Есиль поворачивает на север. Ниже по течению — был аул Сарыкарын (сейчас с.Курское). Один аул напротив устья Шынсай, а второй — у озера Жыландыколь… Кроме того, он был возведен в бии и имел право решать спорные вопросы на Атбасарском ежегодном базаре…

Мой муж съездил в Омск и нашел в архиве много интересного о своих предках. Вся большая семья Жамышевых-Тасеменовых гордится своими корнями… Бексултан всем своим детям передал лучшие человеческие качества — трудолюбие, целеустремленность, патриотизм. А жизнь его не баловала. .. Бексултан прожил в мире и согласии со своей супругой Бибигуль 56 лет. Всех детей — пятерых сыновей и пятерых дочерей -выучили. У восьмерых детей высшее образование. Хорошую поросль оставили прадед, дед и отец моего мужа Аубакира Бексултановича Тасеменова. Вечная им память!

Татьяна ТАСЕМЕНОВА.

с. Шортанды.

Читайте также