Много мыслей рождает Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева «Казахстан в новой реальности: время действий». В нем озвучена концепция слышащего государства. Совершенно новые понятия о взаимодействии власти и общества.
Говоря по-простому, речь идет о построении такого общества, такого государства, где каждое высказанное людьми слово, мнение должны быть услышаны органами власти, их представителями на местах — чиновниками разного уровня.
Такую концепцию о слышащем государстве в нашем обществе ждали давно. Чего скрывать, уж больно заметным стал разрыв между властью и обществом: представители государственных аппаратов не знают (или не хотят знать?) о проблемах рядовых граждан, а наиболее важные инициативы власти попросту не доходят до населения.
В Казахстане на каждые 44 человека приходится один государственный служащий. Причем сюда не входят учителя, врачи и работники учреждений культуры. Общая численность чиновников по стране составляет 412,2 тысячи человек (данные интернета).
Возникает вопрос: когда же в нашем казахстанском обществе станет общепринятой поведенческой нормой запрет на взяточничество, протекционизм, принятие выгодных для себя решений, выдвижение по службе любимцев, служебное покровительство родственникам, кража казенных средств?
Когда на местных чиновников перестанут обижаться выросшие в детских домах сироты, кому были обещаны трудоустройство и квартиры? Когда будет оказана существенная и конкретная помощь одиноким старикам, бедствующим многодетным матерям и матерям-одиночкам, проживающим на съемных квартирах?
Когда чиновник районного, городского или областного уровня по отношению к своим посетителям не будет проявлять высокомерия и чванства? Когда пенсионер (на себе испытал) ради получения несчастной справки в течение месяца по нескольку раз должен мотаться из одного конца города в другой.
Когда на наших улицах, возле наших мусорных баков перестанут ходить так называемые бомжи? Ведь это тоже недоработка наших чиновников — представителей городской власти.
Отвечая на эти вопросы, хочется обратиться к прошлогоднему выступлению известного казахстанского режиссера и писателя Ермека Турсунова на заседании Национального совета общественного доверия.
Вот, что он говорит: «Нас ждут трагические последствия, если мы не поймем, что основой государства является совесть. И разбудить совесть может только культура в союзе с образованием. Не нужно подходить однобоко. Образование без культуры — вещь опасная. Посмотрите, сейчас вокруг полно образованных проходимцев. Посмотрите на портрет сегодняшнего успешного человека. Умный, богатый, образованный, но безнравственный. Состоятельный плебей».
— Мы долго жили под лозунгом — сначала экономика, потом политика. На мой взгляд, прежде всего должна быть культура. Все остальное потом. Нельзя допускать бескультурного человека ни к большой экономике, ни к большой политике, — говорит Е.Турсунов.
Концепция слышащего государства, которое должно оперативно и конструктивно реагировать на все запросы своих граждан, озвученная Главой государства, — это и есть формула развития эффективной государственности.
Каждый государственный орган должен взаимодействовать с населением и максимально быстро помогать в том или ином вопросе. «Каждый чиновник должен помнить: мы часть народа, работаем для народа и среди народа! Слышащее государство — это отсутствие бюрократии в ее худшем проявлении и прозрачность всех процедур на основе цифровизации», — отметил Касым-Жомарт Токаев.
В обсуждаемом нами Послании Главы государства говорится: «Мы остро нуждаемся в новых кадрах — профессиональных, со свежими взглядами и инициативами».
Всеобщим принципом подбора кадров должна стать меритократия, означающая, что на службу надо привлекать не случайных, а достойных, наиболее одаренных людей, независимо от их социального происхождения и финансового достатка.
Несколько лет назад, еще до выхода на пенсию, я был участником мероприятия, на котором группа допущенных на административные должности государственных служащих принимала присягу. Среди присягающих был и хорошо знакомый мне молодой человек. Назовем его N. Он утверждался руководителем одной из служб, занимающихся обслуживанием населения области.
Торжественная обстановка. На сцене — Государственный Герб и Государственный Флаг Республики Казахстан.
Положив руку на Конституцию страны, он произносит текст присяги: «…осознавая свою высокую ответственность перед народом Казахстана, торжественно клянусь соблюдать Конституцию и законодательство страны, добросовестно и профессионально служить народу». Затем подписывает его и передает председательствующему.
Звучит поздравительная речь. Церемония завершается исполнением Государственного Гимна Республики Казахстан.
Буквально через год этот N. был осужден за присвоение казенных средств в крупных размерах.
Недавно встречаю его на автобусной остановке. Разговорились. Да, отсидел, обижается на коллег, на государство. Не выдержав (возможно, это было бестактно) говорю:
— Как же так получилось? Ты же при всех клятву давал!
Знакомый промолчал, обиженно заскочил в подъехавший автобус.
У казахов человека, нарушившего клятву, называют «антұрған, антсоққан», что в переводе означает «клятвопреступник, проклятый человек». Еще говорят: такой антұрған при случае может продать и отца родного.
Конечно, было бы неверно и нечестно все рисовать только в мрачных цветах. Десятки, сотни честных, молодых, креативных и часто нестандартно мыслящих ребят самоотверженно работают в местных и центральных органах исполнительной, представительной и судебной власти, не считаясь со временем, выходными и праздниками. Они служат своему народу, который нанял его на эту службу, служат своему Президенту, которого избрал тот же народ. Эти люди с полным основанием могут сказать о себе на старый манер: имею честь быть государственным служащим.
В Послании народу Глава государства говорит о необходимости перезагрузки системы государственной службы. О том, что пандемия и перевод большинства сотрудников государственных органов на режим удаленной работы показали, что госаппарат можно и нужно сокращать.
Сейчас политологи и сами госслужащие предлагают десятки вариантов того, как сделать совершенным государственный аппарат.
Может быть, прежде всего нужно менять сознание людей, которые смотрят на чиновника, как на вершителя судеб простых граждан. Работая в госорганах, мне не раз приходилось слышать от знакомых и близких: «Ты же в акимате работаешь, неужели не можешь устроить сына на престижную работу («пробить» очередь в детский сад, ускорить очередь на квартиру…). Не мы ли сами внушаем чиновникам мысль о том, что работа в акимате, маслихате и других органах власти — синекура, а должность — возможность приобщения к большому государственному пирогу, пользованию различными льготами?
Как остановить это? В госорганах регионов установлены «телефоны доверия», по которым любой может сообщить о фактах нарушения положений кодекса со стороны госслужащих. Однако, как правило, люди не звонят. Думается, все дело в этической стороне дела: с детства нам внушили — ябедничать нехорошо.
Сегодня, думается, мы обязаны преодолеть в себе этот стереотип и начать понимать людей, кто, искренне заботясь о судьбе государства, сообщает о лицах, совершающих коррупционные и иные правонарушения. Тем более сам Глава государства в Послании говорит: «Мы должны сформировать на законодательном уровне систему защиты лиц, сообщивших о фактах коррупции».
Для обеспечения открытости власти и налаживания государственной информационной политики, думается, прежде всего необходимо опираться на средства массовой информации. Как известно, СМИ являются самым мощным орудием в реализации политической власти. Поэтому пресс-службам министерств, областных, городских, районных акиматов нужно активно работать со СМИ, не создавать бюрократические препятствия для ответов на запросы журналистов; приглашать корреспондентов на рабочие совещания, публиковать интервью и ответы на вопросы граждан в печатных СМИ, интернет-изданиях, социальных сетях.
Теоретически положена основа новой модели государственного управления, новой концепции развития общества. Первые попытки налаживания связи с обществом со стороны властных структур сделаны. Министерства и акиматы, государственные организации должны слышать и слушать граждан. Их сотрудники обязаны не просто слушать, но и понимать людей, своих соотечественников. А нам, жителям страны, нужно быть не закоснелыми обывателями, а истинными патриотами своего государства, которое старается всеми силами улучшить нашу жизнь.
Даулет АХМЕТЖАНОВ,
ветеран труда,
член Союза журналистов РК,
отличник сферы информации Республики Казахстан.