Театр — святилище ее жизни

ЮБИЛЕЙ

Вся ее жизнь — это бесконечная любовь к театру, дорога от одной роли к другой, любовь к родному коллективу, к поддерживающей ее во всем семье. Народная артистка РК, почетный гражданин г. Кокшетау, кавалер ордена «Парасат» Жибек Есекекызы Багисова, получившая профессиональное признание и искреннюю любовь поклонников Казахского театра, сегодня, 8 октября, отмечает 80-летний юбилей.

Замечательная актриса Казахского музыкально-драматического театра им. Ш. Хусаинова Жибек Багисова уже 60 лет радует зрителей яркими женскими образами. Их много, всего сотни две, а то и больше. Все они разнятся по жанру и стилю, но объединяет их все одно — актриса настолько глубоко чувствовала каждую свою героиню, что, наверное, могла бы сыграть любую, только прочитав сценарий, без подготовки, без грима, опираясь лишь на внутреннее преображение. Однако Жибек-апай признается, что до сих пор у нее замирает сердце перед входом на сцену, всякий раз она сильно переживает, что недостаточно вошла в образ, как бы ей не подвести своего зрителя… С вдохновенным творчеством этой самобытной актрисы связана целая эпоха в истории областного Казахского театра с самого его становления в 1995 году.

Фото Советбека МАГЗУМОВА.

Добрые мгновения детства и юности

Жибек Багисова родилась в п. Бурабай (по документам в г. Степняке бывшего Енбекшильдерского района). Она, выросшая в окрестностях Бурабая, уверена, что судьба была к ней благосклонна с самого рождения. Один, по ее мнению, из великих подарков судьбы — в жизни ее окружали только душевные, прекрасные люди, у которых она училась только самому лучшему.

Все же детство будущей актрисы трудно назвать счастливым, поскольку росла, как и многие ее сверстники, в послевоенные годы без отца, практически сразу же погибшего на фронте. Ее мать овдовела в 18 лет. Как сказал Эрнест Хемингуэй, лучшая школа для писателя (в нашем случае для актрисы) — несчастливое детство. Но ее детская память хранит лишь добрые и радостные мгновения: «Благодаря родителям мамы, от которых исходила невероятная любовь, заботливое тепло, я росла настоящим баловнем. Дедушка с бабушкой сделали все, чтобы я ни на минуту не почувствовала себя сиротой. Моя мудрая бабушка была строже, все пыталась научить меня, как будущую хозяйку, различным премудростям женской домашней работы. А дедушка, который просто души во мне не чаял, баловал сильно, несмотря на протесты бабушки, забирал с собой в лес, на сенокос, научил кататься на лыжах, ездить на велосипеде», — рассказывает Жибек апай. Как и дед, девочка полюбила лошадей, не боялась их, с детства слыла настоящей наездницей.

Умение хорошо держаться в седле сослужит ей вскоре службу, которая перевернет судьбу девчонки, открыв дорогу на большую сцену. Профессиональная театральная карьера актрисы началась в 1959 году. Добавим маленький, но значимый штрих: в кино она снялась намного раньше, чем вышла на театральную сцену. Пусть в крохотной эпизодической роли, зато с какими актерами соприкоснулась…

Кинодебют и его последствия

Ее случайный, но весьма значимый лично для нее артистический дебют в кино состоялся в 1957 году, когда ей исполнилось всего 17 лет. Дело в том, что в том самом 1957 году в окрестностях Бурабая советский кинорежиссер и сценарист, заслуженный деятель искусств Казахской ССР Ефим Арон снимал один из эпизодов фильма «Ботагоз» по одноименной повести Сабита Муканова. И для этого эпизода, в котором люди волостного старшины Итбая воруют юную Ботагоз, бросив ее поперек седла, нужна была девушка, не боящаяся лошадей, обязательно умеющая держаться в седле. По сценарию героиня в какой-то момент должна была спрыгнуть с коня на полном скаку. В роли Ботагоз снималась неподражаемая Гульфайрус Исмаилова (советская и казахская актриса и художница, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, народный художник Казахской ССР). Актриса снимала жилье по соседству с домом дедушки и бабушки Жибек, и хозяйка квартиры, услышав, что нужна девушка-наездница, сразу назвала ей имя соседской девчонки. Растущая раскрепощенной, не робкого десятка Жибек согласилась на это предложение, не раздумывая. Таким образом сельская девочка, ничего толком не знавшая о кино, не видевшая никогда телевизора, стала единственным дублером главной героини в том фильме, спокойно выполняя все, что говорил ей режиссер. Как говорит сама Жибек Багисова: «Мне тогда так понравилось то, чем я занималась, что магические семена этого чудодейственного и пленительного искусства перевоплощения успели-таки прорасти в моей душе. Чуть позже, приняв для себя решение, я подошла на съемочной площадке к Гульфайрус Исмаиловой и, преодолевая сильное душевное волнение, сказала, что тоже хочу быть артисткой».

Учиться на артистку она отправилась, как логично было бы предположить, не после окончания школы, а… уехала в Алматы вместе с актерами по окончании съемок тем же летом, будучи выпускницей 9-го класса. Звезды ли сошлись, обстоятельства ли так благоприятно сложились, режиссер ли с Гульфайрус Исмаиловой и другими разглядели в девчонке наряду с бойкостью ее ранимость, лиричность, искренность и простоту, но к дедушке Жибек просить отпустить внучку отправился сам Канабек Байсеитов, актер, сыгравший в фильме роль волостного старшины Итбая. А его в свою очередь упросила сделать это Гульфайрус Исмаилова, ставшая, по словам Жибек апай, ее названной старшей сестрой.

Конечно, судьба любимой внучки сложилась так, как она сложилась, с благословения любимого дедушки. Думается, несложно представить, какую бурю эмоций пережил тогда пожилой человек, услышав просьбу отпустить его ненаглядную девочку, по сути, одну в неведомый Алматы. Но он это сделал ради счастья своей девочки.

Алматы — Кызылорда

По приезде в тогдашнюю столицу она поступила в вокально-хоровую студию при Алматинском оперном театре им. Абая, руководителем которой и был тот самый Канабек Байсеитов — режиссер, драматург, актер театра и кино, певец, переводчик, народный артист КазССР, лауреат Государственной премии. Разумеется, предварительно он прослушал девочку, проверил ее вокальные данные, слух, чувство ритма и остался доволен способностями юной абитуриентки. И она никого не подвела, исполнила (да еще и как!) все наказы тех, кто благословил ее на трудный и прекрасный артистический путь. «Не могу представить свою жизнь без театра, не знаю, как бы жила, не даруй мне судьба возможности выходить на сцену, перевоплотившись в другого человека, проживая его жизнь, его муки и страдания, его радости и счастье. Но эта временная своеобразная маскировка доставляет истинное удовольствие, и не покидает актера до последней минуты его театральной жизни. Я всегда испытывала величайшее счастье, когда роль целиком меня захватывала», — говорит актриса. Летом 1959 года выпускница вокально-хоровой студии Жибек Багисова отправляется по распределению в Талдыкорганский областной казахский драматический театр, где ее принимают на должность актрисы. В конце того же года областной театр переводят в Кызылорду. Здесь, в Кызылординском драматическом театре им. Нартая Бекежанова, она прослужила более 35 лет. Каждый день, проведенный в этом южном городе, на сцене родного театра, очень ей дорог. Здесь шло ее активное актерское становление. В 27 лет актриса Багисова удостаивается звания заслуженной артистки РК. Одна из ее наиболее полюбившихся зрителям ролей — образ юной героини в пьесе «Қаракөз», получившей высокую оценку и критиков. Известный театральный критик, ученый-исследователь Багыбек Кундакпаев в своей монографии «Мухтар Ауэзов и театр» написал: «Среди спектаклей, поставленных на областных сценах, отличающийся художественным единством, имевший успех это спектакль Кызылординского театра «Қаракөз». … Артистка Жибек Багисова сумела приподнять образ Қаракөз до лирической собранности. В сыгранной ею роли юной красавицы достаточно и учтивости, и совестливости, и нежности. Ее героиня с удивлением смотрит на окружающую жизнь, ей все интересно. … Итак, Қаракөз Кызылординского театра — убедительным сценическим образом с интересом глядящая на жизнь, на свое будущее, иногда его опасаясь…».

Немногим позже ее вклад в развитие казахской культуры был оценен еще более высоким званием — наша землячка, уроженка Бурабая, актриса, полюбившаяся публике за принадлежность к числу актеров, умеющих убедить зрителя своей игрой, становится народной артисткой РК. «Там, в Кызылорде, я познала огромную зрительскую любовь, популярность, и фала главные роли, о которых иные актрисы мечтали годами. Словом, в этом городе, который все еще очень люблю, я была настоящим баловнем судьбы», — делилась Жибек апай.

Вот, что говорил о ее творчестве того времени режиссер, народный артист РК, заведующий кафедрой академии искусств, профессор Маман Байсеркенов: «С Жибек Багисовой около пяти лет мы работали бок о бок в Кызылординском театре. Очень талантливая актриса. Многие актеры не могут выйти за рамки трагедии или комедии. А Жибек — актриса, которая умела творить в любом жанре, гармонично входя в пласт комедии, трагедии, лирики».

Как человек известный, уважаемый, неравнодушный и искренний, она, понимая, что ее слово весомо, не могла оставаться в стороне от общественной жизни города и области. Избиралась депутатом и с высоких трибун, конечно же, наряду с проблемами горожан, поднимала вопросы, касающиеся театра, проблем сферы культуры в целом.

Город Кызылорда дорог ей и тем, что здесь она встретила своего супруга. Началась семейная жизнь, один за другим родились дети. Благодарна мужу, который во всем поддерживал и помогал. Однако Жибек апай, как философ и оптимист, считает, что никакая работа не может быть важнее любви, семьи и дома.

Возвращение в родной Кокшетау

Ее решение на фоне такой авторитетной известности, определенного благополучия вернуться в Кокшетау, где нужно было все начинать сначала, было, мягко говоря, многим непонятно. Кроме нее самой. «Не скажу, что это было спонтанное решение, оно назревало внутри исподволь. К тому же старший сын уже работал в тогдашней Акмоле и настойчиво звал нас к себе. Но более настаивал на моем переезде наш незабвенный друг, основатель, художественный руководитель и главный режиссер Государственного Казахского музыкально-драматического театра им. К. Калибекова Жакып Омаров. Бывая у нас, при любой другой встрече он был непреклонен: «Настала пора тебе возвращаться домой, нужно знакомить с творчеством своих земляков».

Наверное, в родные края, как любого человека, ее тянуло всегда. И когда ее глубокие, потаенные чувства нашли поддержку в виде настойчивых просьб сына, а также именитого режиссера, она решила для начала съездить, чтобы увидеть все своими глазами. В 1994 году Жибек Багисова, прибывшая в Акмолу только посмотреть, пришла в театр к Жакыпу Омарову и к своему изумлению узнала, что уже подписан приказ о принятии ее в штат театра… Более сопротивляться она не стала, благо муж ее снова поддержал. Семья переехала на север страны.

В 1995 году в Кокшетау впервые распахнул двери Казахский музыкально-драматический театр им. Ш. Хусаинова. Не раздумывая, она переезжает в родной и любимый город. Минуло 25 лет с той поры, как народная артистка РК Жибек Багисова переступила порог Кокшетауского театра, также обожая свою профессию, которая позволяет — пусть на короткое время — увести зрителя за собой, заставить его сопереживать или смеяться, плакать, ненавидеть или загораться от вспыхнувшей надежды.

По мнению актрисы, любая работа должна строиться на гармонии, взаимном согласии, тем более театральная. Сценический образ получается достоверным, убедительным, если взгляды режиссера и актера полностью совпадут. Всегда прислушиваясь к режиссерской трактовке, это для актрисы было и есть главным, она вкладывает в роль что-то из глубины собственной души, собственного жизненного опыта. Но в процессе работы над ролью, наверное, как и у многих ее коллег, может наступить период яростной самокритики, сомнений и недовольства собой. Однако затем включается интуиция, возникают новые ходы, ведущие к лучшей трактовке образа. Таков был и есть поиск и путь Жибек Багисовой к каждой роли — главных героинь, характерных персонажей, второстепенных, положительных и отрицательных. Это мать Актокты в пьесе «Ақан сері — Ақтоқты», Салиха — в «Мұрагерлер», Фекла Ивановна в «Үйлену» — «Женитьбе» Гоголя, Ана в спектакле «Анамның ақ көйлегі» и многие другие.

Обратимся снова к мнению о ней людей известных. Народный артист СССР Асанали Ашимов сказал о ней так: «Слов нет. Жибек — талантливая актриса. Создает на сцене театра значительные роли, многочисленные образы. Это одна из тех редких актрис, которые могут от произведений Ауэзова дойти до произведений Шекспира».

Когда Багисова на сцене, от нее трудно бывает оторвать глаз, потому что актриса исчерпывает себя до конца, не жалея творческих сил. Каждый свой выход к зрителю называет особенным для себя, всякий раз с великой благодарностью испытывает благостное чувство зрительской восприимчивости, ощущение, что они ждали. (В беседе Жибек апай призналась, что откровением для нее стал тот факт, что некоторые зрители, приходя в кассу театра, спрашивают, играет ли в спектакле Багисова?) «И за это все я бесконечно признательна своему театру, дорогим коллегам и моим не менее дорогим зрителям», — говорит Жибек Есекекызы.

Она, будучи народной артисткой, не умеет требовать и капризничать, потому что такое поведение абсолютно не в ее характере. В этом вопросе Жибек Есекекызы по-прежнему непреклонна: «Что значит народная артистка? Это простой человек, вышедший из народа, работающий для народа! Если я чего-то достигла в своей жизни, покорила какие-то высоты в творчестве — заслуга в этом не только лично моя».

Безусловно, велика заслуга народной артистки Жибек Багисовой в том, что принадлежит она к плеяде актерских талантов, которые в начале 90-х годов заложили основы профессионального Казахского театра в нашей области. И продолжает служить любимому делу, святилищу, которому принадлежит ее жизнь бесповоротно.

Раушан УТЕУЛИНА.

Фото из архива театра.

***

Слово о коллеге

Фархадбек КАНАФИН, режиссер-постановщик Казахского областного музыкально-драматического театра им. Ш. Хусаинова:

— У народной артистки РК, актрисы Казахского областного музыкально-драматического театра им. Ш. Хусаинова, «Мамы» казахского театра, как мы ее все называем, Жибек Багисовой свое особое место в нашем творческом пространстве.

Работать с Жибек Есекекызы я начал с 2008 года. Нам достались роли в трагедийной постановке «В ночь лунного затмения». Жибек апай играла одну из главных ролей -Танкабике. Я видел, как с самой первой репетиции она буквально вживалась в свою роль. Она была очень убедительна в этой довольно сложной роли, ведь до зрителя нужно было донести трагедию байбише Танкабике, ее авторитет среди людей, ее думы и тревоги о своем народе.

Вторая наша совместная работа с Жибек Есекекызы — лирическая комедия татарского драматурга Ильгиза Зайниева «Люстра», поставленная в 2015 году, как посвящение 75-летнему юбилею актрисы. В пьесе Жибек апай играет роль Флюры мастерски, правдиво, проникновенно. Одна из особенностей той постановки в том, что впервые на кокшетауской сцене была создана двухэтажная декорация. К тому же, согласно повествованию, Флюра, будучи прикованной к коляске, весь спектакль находилась на втором этаже, несмотря на физическую и психологическую нагрузку, могу сказать, что Жибек Есекекызы представила эту роль на высоком художественном уровне. Спектакль занял свое место в репертуаре театра, стал одним из любимых у зрителей.

Профессиональное мастерство Жибек апай — это одна вершина, а ее человеческие и личностные качества — вершина другая. Она является не только сценическим наставником молодых актеров, она, как мама, окружила нас всех отеческой заботой. Не представляя свою жизнь без театра, волнуясь за развитие этой сферы, она всегда принимала активное участие в культурной жизни города и области.

Жанар КУСАИНОВА, актриса Казахского областного музыкально-драматического театра им. Ш. Хусаинова:

— С Жибек апай я знакома с 1995 года, когда мы целым курсом по окончании вуза приехали из Алматы в Кокшетау на работу в только что открывшийся Казахский театр. И уже работаем вместе на сцене 25 лет. Подумать только! Столько ролей вместе сыграли в одних постановках, как мать и дочь, свекровь и невестка, мы даже в гримерной сидим с ней рядом. Какже нам бывают полезны советы такого профессионала во время репетиций. И самое главное, подсказывает Жибек апай так, как это делал бы самый близкий и любящий человек. Представляете? Единственная в нашей области народная артистка РК, величина, а она хлопочет, заботится о каждом из нас, будто мы ее родные дети и внуки.

Мыс Жибек апай давно уже — не просто коллеги по цеху, мы — близкие люди, потому что искренность и простота Жибек апай, ее желание помочь, окружить материнской заботой, ее советы, помощь располагают сразу и навсегда. Не зря ведь ее зовут «Театр анасы», она, как мама, добрая, мудрая, к которой хочется прильнуть, рассказать о чем-то сокровенном. Добавлю, что Жибек апай перерезала путы детям многих наших актеров, она желанный и почетный гость на всех наших семейных мероприятиях. Как же нам всем повезло, что именно в нашем театре работает такая талантливая актриса и такой искренний и душевный человек.

Маржан БУКЕШОВА, актриса Казахского областного музыкально-драматического театра им. Ш. Хусаинова:

— Впервые народную артистку РК Жибек Багисову я увидела в 2000 году, будучи студенткой актерского отделения колледжа культуры им. Акана серэ. Мы тогда пришли в театр на спектакль С. Ахмада «Келіндер көтерілісі» («Бунт невесток»), где она мастерски сыграла роль матери. Я была в восхищении от ее блестящей игры, которая так меня вдохновила, послужила поводом еще больше полюбить свою профессию.

По окончании колледжа я влилась в коллектив областного Казахского музыкально-драматического театра и мне посчастливилось сыграть с Жибек апай в спектакле «Анамның ақ көйлегі». Трудно передать словами, каково это быть партнером Жибек апай в одном спектакле. Сколько в ней воодушевления, трепета по отношению к своему образу, к коллегам на сцене. Она не играла роль матери, она была ею в тот миг, мудрой и заботливой. Конечно, я счастлива, что работаю в одном коллективе с человеком, которого по праву называют Мамой нашего театра.

Булат АБДРАХМАНОВ, режиссер-постановщик Казахского областного музыкально-драматического театра им. Ш. Хусаинова:

— Мы с Жибек апай работали вместе не над одним спектаклем. Один из ее великолепных и незыблемых принципов — она никогда не опаздывает, а если задерживается в силу не от нее зависящих обстоятельств, то непременно извинится. На всех читках, репетициях она ведет себя абсолютно не как народная артистка с огромным опытом, а как пытливая юная актриса, которой все интересно, все внове, буквально впитывает каждое слово режиссера. К работе у нее такое отношение.

Для нее режиссер, годись он ей даже во внуки, всегда будет стоять на пьедестале. «Место и роль режиссера всегда особенны, а я всего лишь актриса, исполнитель», — повторяет Жибек апай, и вэтом, безусловно, сказывается навык классической актерской школы, которую она прошла. В ней нет даже налета великости, звездности, которые порой ощущаются в людях известных. Другое дело Жибек апай — скромная, искренняя, добрая, великодушная. Она даже подсказывает нам во время репетиций извиняющимся тоном… И в этом тоже вся Жибек апай. Она продолжает радовать зрителей своей проникновенной работой. Десять лет на сцене театра идет трагедия «Анамның ақ көйлегі», в которой она играет роль матери. В ноябре состоится премьера пьесы Авксентия Цагарели «Ханума», где Жибек Багисова исполнит одну из ролей. Мы все так привыкли, что она всегда рядом с нами, поэтому даже не задумываемся о том, каким бесценным сокровищем в ее лице обладаем. Не всем областным театрам повезло, как нам.

Читайте также