Брифинг
Об обеспечении углем коммунальных предприятий и бытовых потребителей на текущий отопительный сезон шла речь на брифинге в Региональной службе коммуникаций.
Как рассказал руководитель облуправления энергетики и ЖКХ Иван Юрченко, население не испытывает трудностей при покупке угля на зиму, ажиотажного спроса в пунктах розничной реализации не наблюдается. Акмолинской областью ежегодно потребляется порядка 1,4 млн тонн угля. Из них коммунально-бытовым сектором — 730 тыс. тонн, населением — 662 тыс. тонн. Как правило, спрос на твердое топливо среди населения возрастает с началом первых холодов. По состоянию на 1 октября для населения поставлены 412 тыс. тонн, или 62% от потребности на сезон. Всего по области имеются 56 пунктов реализации населению твердого топлива. При отделах ЖКХ акиматов районов и городов открыты горячие линии для информирования о наличии запасов угля на железнодорожных тупиках. Что касается стоимости. Средняя цена на уголь по Акмолинской области составляет около 12 тысяч тенге за тонну. Самая востребованная марка — «Шубаркольский» — 14250 за тонну, «Майкубенский» — 10740, «Каражыра» — 12870, «Богатырский» -9790.
— То есть стоимость тонны угля по сравнению с прошлым годом не увеличилась, осталась на прежнем уровне. А в некоторых районах наблюдается снижение стоимости отдельных марок угля, — отметил Иван Юрченко.
По словам спикера, все коммунальные предприятия области своевременно заключили договоры на поставку угля. Коммунально-бытовой сектор имеет запас в 368 тыс. тонн, или 50% от потребности на сезон (184% от двухмесячной потребности). Поставки ведутся согласно графикам.
Управлением энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ведется мониторинг цен и наличия угля в пунктах реализации. В случае необоснованного роста цен на твердое топливо на тупиках, подчеркнул Иван Юрченко, управление будет информировать об этом уполномоченный орган — департамент Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики РК по Акмолинской области — для принятия соответствующих мер.
Кроме угля некоторые котельные в качестве топлива используют мазут (например, в Щучинско-Бурабайской курортной зоне). В области потребность в мазуте достигает 46 тысяч тонн. С 1 октября начаты поставки с Павлодарского нефтехимического завода. На данный момент поставлены порядка 500 тонн — этого вполне достаточно, чтобы поддерживать рабочий режим котельных в осенние месяцы. Поставки мазута продолжаются по графику, в октябре это порядка 3 тысяч тонн.
Анализ цен по маркам угля предоставил исполняющий обязанности руководителя департамента Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики РК по Акмолинской области Алмат Фазыл. «Шубаркольский» для конечного потребителя обойдется от 12 до 15,9 тыс. тенге, «Каражыра» — от 12,7 до 14,9, «Майкубенский» — от 10,5 до 12,3, «Богатырский» — от 9,3 до 11. Средняя цена по состоянию на 1 октября составила 12,2 тысячи тенге за тонну (год назад средняя цена равнялась 12,5 тыс. тенге).
Алмат Фазыл также пояснил, из чего складывается конечная цена для потребителя. Увы, но доля посредников здесь достаточно велика. Крупнейшие поставщики, обеспечивающие на 70% потребность в твердом топливе, — три угольных разреза. «Шубаркольский» уголь, к примеру, отпускается по 5 819 тенге 17-ти оптовым поставщикам, которые делают свою наценку, после продают оптовикам следующего уровня или непосредственно тупикам. В итоге цена по республике — порядка 12 500 тенге. Аналогичная ситуация и по углю «Каражыра», другим видам угля.
— Как правило уголь реализуется на биржах. Многие розничные реализаторы, владеющие тупиками, не знают, что можно купить уголь напрямую на разрезе, значительно сэкономив. Но это требует больших оборотных средств, так как платить нужно сразу после проведения сделки, а уголь поступает через несколько месяцев — таков механизм. Таким образом, большинство розничных реализаторов не участвует в биржевых торгах. Развитие биржевой торговли и доступ розничных реализаторов-владельцев тупиков непосредственно к разрезам автоматически обеспечит снижение стоимости топлива для конечных потребителей, так как маржа оптового посредника в этом случае исключается, — отметил он.
Алексей ЧАЙКА.