Уполномоченный по этике. Как работаем сегодня

Большой блок в Послании Президента страны Касым-Жомарта Токаева «Казахстан в новой реальности: время действий» посвящен новой модели госуправления. По мнению экспертов, выдвинутая инициатива по «перезагрузке» системы государственной службы — продолжение реализации концепции слышащего государства.

О том, как в связи с изменением подходов к госуправлению, кадровой политике будет работать институт уполномоченного по этике, рассказывает уполномоченный по этике аппарата акима области Айнагуль Жанадилова.

— Сначала хотела бы напомнить, что в рамках реализации 12 шага по формированию профессионального государственного аппарата Плана нации — «100 конкретных шагов» с 1 января 2016 года действует Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих) и Положение об уполномоченном по этике. Требования Этического кодекса распространяются на всех государственных служащих, независимо от уровня должности и стажа работы. Кодекс регламентирует стандарты поведения с учетом различных обстоятельств, которые могут возникнуть в процессе деятельности государственных служащих, систематизировано и поведение государственных служащих при возникновении конфликта интересов во взаимоотношениях с окружающими. Как раз для реализации норм Этического кодекса создан институт уполномоченного по этике, деятельность которого регламентирует указанное выше Положение. В соответствии с ним роль и деятельность уполномоченного по этике направлены на обеспечение соблюдения норм служебной этики и антикоррупционного поведения государственных служащих, повышение их ответственности, соблюдение общепринятых морально-этических норм в коллективе и в обществе. Государственные служащие и граждане могут обратиться к уполномоченному по этике за консультацией в случае возникновения конфликта интересов, решения ситуаций этического характера.

Кроме того, в пределах своей компетенции уполномоченный по этике оказывает госслужащим консультативную помощь в вопросах соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса, а также в случаях нарушения прав и законных интересов государственных служащих принимает меры, направленные на их защиту и восстановление. Последнее — одно из важных направлений в деятельности уполномоченного по этике. Случается, что на практике мы сталкиваемся с фактами несвоевременной выплаты заработной платы, командировочных, необоснованного отказа в предоставлении положенного отпуска, нарушения рабочего графика. Не секрет, что благоприятный психологический климат в коллективе, доброжелательные отношения среди коллег положительно отражаются на работе каждого государственного служащего, что в итоге повышает эффективность деятельности государственного органа. И с целью мониторинга осуществляется анонимное анкетирование.

Продолжая тему модернизации модели государственной службы, исходя из собственного опыта работы в госорганах, а это более 25 лет, могу суверенностью отметить ее существенную трансформацию. Сегодня совсем другим стало качество предоставляемых услуг населению — внедрены и совершенствуются автоматизированный подход, цифровые технологии, проведена глобальная работа. А мои коллеги-сверстники помнят очереди, выстраивавшиеся в кабинеты на прием, бумажную волокиту. Сегодня, к примеру, мы можем, не посещая госорган, получить нужную справку благодаря порталу электронного правительства, базы E-kyzmet. Анализ коррупционных рисков деятельности государственных органов показывает, что сфера оказания госуслуг уязвима перед коррупционными проявлениями, поскольку возникает прямой контакт «госорган — услугополучатель», то есть в действие приводится так называемый человеческий фактор. Исключение такого взаимодействия, следование передовому международному опыту позволило существенно минимизировать бытовую коррупцию в этой сфере.

Стала проще теперь и процедура поступления на госслужбу — речь идет об изменениях в Правилах проведения конкурса на занятие административной государственной должности корпуса «Б». Эти новшества не только облегчают процедуру поступления на государственную службу для наших граждан, но и значительно повышают транспарентность механизма отбора кадров. Например, для прохождения собеседования на госслужбу необязательна личная явка кандидата, при его согласии допускается использование видеосвязи. Сам отбор сегодня проходит в два этапа.

Конечно, сегодня мы много уделяем внимание и самой фигуре современного государственного служащего. Три года назад Первый Президент РК — Елбасы Нурсултан Назарбаев представил программную статью «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», которая стала идейной платформой и фундаментом качественных преобразований, начавшихся во всех сферах жизни нашей страны. В свете его рассуждений, считаю, самым важным для человека, ступившего на стезю госслужбы, с особой ответственностью относиться к своим обязанностям, выполнять свою работу исключительно на благо граждан страны. И эти стремления нужно только укреплять. Для становления прочного, профессионального и конкурентоспособного государственного аппарата в стране поэтапно проведены несколько преобразований. Идеальная модель госслужбы включает в себя принципы эффективности, результативности, меритократии, прозрачности и, главное, ориентированности на запросы населения. И Глава государства об этом говорит неустанно. Еще раз отмечу, что открытость, доступность -один из краеугольных принципов работы государственных органов. Сегодня встречи с населением, открытые диалоги ведутся как в оффлайн, так и в онлайн-формате. У руководителей госорганов есть аккаунты в социальных сетях, свои вопросы им можно задать напрямую в личных сообщениях, обходя стороной привычный формат — через официальную запись на прием.

Как уполномоченный по этике достаточно часто встречаюсь с коллективами, выезжая в районы, и знаю немало людей с передовым мышлением. В связи сэтим хотела бы отметить, что постоянное совершенствование знаний — основа эффективной работы государственного служащего. Отрадно, что отклик есть, и с каждым годом число желающих поступить в Академию госуправления при Президенте РК из сельской местности увеличивается. Изменение отношения к своей работе государственного служащего позволит разрушить стереотипы о бюрократизме в госорганах. Если каждый — от руководителя до рядового сотрудника — осознает свое положение в казахстанском обществе, будет неизменно добросовестно исполнять возложенные на него функциональные обязанности, заниматься самообразованием, то доверие к госаппарату будет только расти. Уверена, многие государственные служащие это уже осознали и начали собственный путь к самореализации. И начали его с того, что меняют образ мышления — это один из ориентиров личностного роста. Госслужащие должны всегда действовать строго в рамках закона — это аксиома. К сожалению, пока факты неподобающего поведения есть, мы реагируем, применяем меры дисциплинарных взысканий. Коллегам лучше все же открыто говорить друг с другом о неприятии определенных моделей поведения не только на работе, но и в повседневной жизни, а руководство должно, разумеется, на собственном примере показывать это.

Глава государства еще больше актуализирует тему модернизации системы управления, акцентируя внимание на том, что пандемия коронавируса наглядно продемонстрировала: государственный аппарат должен быстро и гибко реагировать в кризисные моменты, эффективно справляться с конкретными задачами.

Подготовила Аэлита ТАЕВА.

Читайте также