Как не заплатить по чужому кредиту?

Как не заплатить по чужому кредиту? Зачастую граждане даже не подозревают, что являются должниками, до тех пор, пока к ним не обращаются из службы взыскания банков или коллекторского агентства.

Таким образом вопросы незаконного оформления займов на третьих лиц в последнее время приобретают особую актуальность.

Как узнать, оформлен ли на вас кредит, который вы не брали?

Выявить факт незаконного оформления кредита на ваше имя своевременно позволит кредитная история. Отслеживание своей кредитной истории – это своего рода «страховка» от мошенников. В базе данных кредитных бюро есть сведения обо всех заемщиках каждого банка и кредитной организации по всему Казахстану. То есть, если вы хоть раз брали кредит, то эта информация, в том числе по просрочкам, если они были, будет отражена в этой базе данных. Поэтому рекомендую регулярно проверять свою кредитную историю через любые доступные источники:

  • в Государственном кредитном бюро — mkb.kz/

  • в Первом кредитном бюро — 1cb.kz

  • на сайте государственных услуг — egov.kz

  • в центрах обслуживания населения

Следует помнить, что кредитный отчет предоставляется бесплатно только один раз в год. Кредитные бюро хранят кредитную историю в течение как минимум десяти лет с момента, когда была получена последняя информация о кредите. Помните, что информация в персональном кредитном отчете является конфиденциальной. Ее нельзя раскрывать третьим лицам!

Каким способом мошенники могли оформить на вас чужой кредит?

Вариантов, почему именно вы стали жертвой такого рода мошенничества, может быть несколько. Допустим, вы когда-либо теряли документы, удостоверяющие личность. Тогда мошенники могут оформить кредит по ним. Поэтому в случае утери документов, необходимо сразу же обратиться в ЦОН с заявлением и получить справку, в которой указаны дата и время обращения.

Мошенники также способны выкрасть персональные данные с применением вредоносных компьютерных программ – с технологиями социальной инженерии это перестало быть сложной задачей. Вариантов утечки конфиденциальных данных множество, поэтому необходимо обезопасить себя заранее.

Запомните простые рекомендации, соблюдая которые можно обезопасить себя и свой кошелек от финансовых мошенников и непредвиденных потерь:

  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не озвучивайте и не отправляйте незнакомым людям свои персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность. Не доверяйте в финансовых вопросах никому!

  • Никогда не передавайте и не публикуйте, в том числе в социальных сетях реквизиты платежной карты.

  • Не доверяйте звонкам от незнакомцев, которые представляются сотрудниками финансовых организаций, не раскрывайте им свои персональные данные. Лучше завершите разговор.

  • Вы часто, отвечая на телефонный звонок, говорите «Да?». Избавляйтесь от этой привычки. Телефонные мошенники, обманным путем выведав ваши имя, фамилию и другую персональную информацию, которую вы озвучите, могут записать ваш голос и оформить на вас «чужие» кредиты.

  • Проверяйте наличие префикса HTTPS:// на сайтах, где требуется ввести конфиденциальную информацию, зарегистрироваться.

  • Если вы сомневаетесь, является ли сайт или страница организаций фейковой, свяжитесь с данной организацией и уточните информацию.

  • Внимательно читайте все подписываемые документы, сверяйте правильность указанных данных.

Эти простые правила уберегут вас от уловок финансовых мошенников!

Что делать, если на вас оформлен чужой кредит?

В первую очередь, необходимо узнать наименование кредитной организации, в которой оформлен заем. Проверить, находится ли данная организация в периметре регулирования Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, можно на сайте финансового регулятора www.finreg.kz в разделе «Реестр разрешений и уведомлений».

Выяснив, в какой кредитной организации мошенники получили заем на ваше имя, вам необходимо написать заявление в данную организацию, подробно указав в нем всю имеющуюся информацию. В случае утери платежной карты или документа, удостоверяющего личность, необходимо приложить подтверждающую справку. Обязательно потребуйте проведения внутреннего служебного расследования. Ваше заявление должны зарегистрировать, регистрационный номер с датой принятия заявления необходимо поставить и на копии заявления, которую вы оставляете себе.

Кроме того, кредитная организация должна предоставить вам копии договора, приложений к нему и документов, удостоверяющих личность. Кроме того, вам необходимо будет уточнить данные сотрудника, выдавшего кредит и оформлявшего договор.

Обязательно обратитесь с заявлением в правоохранительные органы и в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. Подобные факты незаконной выдачи кредитов необходимо жестко пресекать.

Должна быть назначена почерковедческая экспертиза, которая установит, что в договоре займа не подпись получателя. Если это онлайн-займ, то полиция сможет по IP установить злоумышленников. Следует отметить, что воспользоваться таким способом могут не только незнакомые люди, но и близкие родственники, подруги, друзья, знакомые – люди, кому вы доверили когда-то свои документы, реквизиты карты или счета.

Соблюдайте простые правила, регулярно отслеживайте свою кредитную историю и повышайте свою финансовую грамотность.

Берегите себя и свои деньги,

повышайте свою финансовую грамотность вместе с

Fingramota.kz!

Обратная связь: Fingramota.kz подводит итоги августа

Дорогие читатели, Fingramota.kz продолжает информировать вас о проводимой работе с гражданами посредством горячей линии и мобильного приложения «Fingramota Online».

На 1 сентября т.г. в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка на горячую линию обратилось свыше 21,5 тыс. граждан по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, получения отсрочки по кредитам, начисления пени и штрафов кредитором за просрочку исполнения обязательств в период карантина, ограничений на счетах, препятствующих получению соцвыплаты, и другое. Напомним, что горячая линия функционирует c 26 марта 2020 года.

Население проявило активность в августе, направив свыше 200 вопросов через наше мобильное приложение. Всего с июня, когда был запущен мессенджер «Fingramota Online», поступило более 855 вопросов касательно отказов кредиторов в предоставлении отсрочки и иных требований кредиторов, признаков финпирамид и многое другое. «Fingramota Online» — это удобный инструмент взаимодействия финрегулятора с населением и бизнесом по вопросам защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, деятельности финансовых и иных организаций, повышения финансовой грамотности и другое. Представляем вашему вниманию ответы на наиболее часто задаваемые вопросы в приложении «Fingramota Online» в августе.

Вопрос: Имеют ли право банки начислять пени в период отсрочки из-за пандемии КВИ?

Ответ: Согласно Постановлению Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка № 17 «О мерах поддержки населения и субъектов предпринимательства в период чрезвычайного положения», которое введено в действие с 23 марта текущего года, на период действия чрезвычайного положения установлен запрет на начисление штрафов и пени по просрочке платежей по основному долгу и вознаграждению по всем договорам банковского займа и (или) микрокредита.

Вопрос: Сейчас на рынке есть компании, которые предлагают вложить деньги под большой процент. Не опасно ли это?

Ответ: Здравствуйте! Прежде чем, вложить деньги в финансовую организацию, необходимо внимательно изучить ее деятельность, услуги, которые она предлагает и условия, на которых Вы планируете заключать договор. Но даже договор может не защитить вас, если компания окажется финансовой пирамидой.

 Чтобы распознать финансовую пирамиду, нужно знать ее характерные признаки:

1. Отсутствие лицензии финансового регулятора на прием депозитов;

2. Отсутствие определения рода деятельности организации, ее устава, официальной регистрации;

3. Обещание необоснованно высокой доходности вкладываемых средств, превышающей средний уровень по рынку заимствований;

4. Отсутствие гарантии сохранности вложений;

5. Обязательный вступительный взнос;

6. Обязанность клиента для получения выплат привлечь несколько других новых клиентов;

7. Отсутствие какой-либо информации о финансовом положении организации;

8. Получение бонусов за каждого привлеченного нового участника;

9. Выплата вознаграждения новым участникам из денег, вносимых позднее другими вкладчиками;

10. Массированная реклама в СМИ, интернете;

11. Организация зрелищных рекламных шоу-презентаций компании с вручением дорогостоящих подарков участникам различных программ компании;

12. Непрозрачные структуры источников доходов, оборота средств, бизнес-процессов и др.

Если организация, которой Вы хотите доверить свои денежные средства, обладает всеми или несколькими из перечисленных признаков, стоит задуматься, хотите ли Вы стать жертвой финансового мошенничества?

Изучите репутацию компании и достоверность предоставляемой ею информации. Все финансовые организации, имеющие право привлекать депозиты, должны иметь лицензию финансового регулятора в лице Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

В случае если у Вас появились подозрения, что Вы связались с финансовой пирамидой, Вы можете обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка

Вопрос: Появились проблемы с оплатой кредита. Что нужно делать, чтобы ситуация не усугубилась?

Ответ: Здравствуйте!  В случае возникновения затруднений необходимо незамедлительно связаться с банком. Банк не доверяет эмоциям, но рассматривает факты. Предоставьте объективные документы и информацию, подтверждающую невозможность погашения кредита в настоящее время. Напишите заявление и укажите приемлемые для вас условия реструктуризации долга. Банк в индивидуальном порядке изучит вашу ситуацию и может также предложить приемлемые условия. Если Вы до этого платили по кредиту в срок, то велики шансы, что банк пойдет навстречу и предложит отсрочку по платежам, рефинансирование или реструктуризацию долга. Банк заинтересован в возврате выданных денег. Главное, не надо скрываться, ждать наступления просрочки и начисления неустойки.

В случае если банк не рассмотрел или не принял во внимание возникшие обстоятельства, либо отказал без объяснения причин Вы вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. Специалист также изучит Вашу ситуацию и постарается помочь в создании приемлемых условий возврата задолженности.

Вопрос: Допустил просрочку по кредиту. Теперь звонят коллекторы. Причем не только мне, а и моим родственникам. Разговаривают грубо. Имеют ли они на это право?

Ответ: В соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О коллекторской деятельности» при взаимодействии с должником, его представителем или третьим лицом коллекторскому агентству запрещается осуществлять следующие недобросовестные действия, в том числе:

  • распространять сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, либо разглашать сведения, которые могут причинить имущественный вред интересам данных лиц;

  • совершать противоправные действия, посягающие на права и свободы лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, ставящие под угрозу его жизнь и здоровье, а также повлекшие причинение данному лицу имущественного и иного вреда;

  • оказывать давление, принуждающее должника к выполнению обязательств по договору путем угрозы применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества должника, его представителя, или третьих лиц, оскорбления, мошенничества, подлога документов, шантажа;

  • вводить лицо, с которым взаимодействует коллекторское агентство, в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности;

  • разглашать коммерческую или иную охраняемую законами Республики Казахстан тайну, полученную от кредитора, его представителя и/или третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Отметим, что, если при этом в договоре займа было указано, что Вы даете согласие на привлечение третьих лиц для взыскания задолженности, коллекторы вправе контактировать с вашими родственниками, однако при этом они должны вести себя корректно.

В случае если коллекторским агентством осуществлены противоправные действия, любой гражданин вправе обратиться в агентство с письменным заявлением для проверки на предмет соблюдения коллекторским агентством банковского законодательства и требований закона. Кроме того, в случае если коллекторы при взаимодействии с заемщиком применяют угрозы или оскорбления, можно обратиться и в правоохранительные органы без получения результатов проверки агентства, поскольку проведение следственных мероприятий относится к компетенции территориальных органов полиции.

При этом к заявлению можно приобщить любые дополнительные сведения, аудио- и видеозаписи. Если в результате проверки нарушение подтвердится, к коллекторской организации будут применены соответствующие меры.

Вопрос: Мое жилье принято на баланс банка в счет исполнения обязательств по ипотечному займу, какая помощь может быть оказана мне, как заемщику, в рамках Программы по возврату жилья в собственность?

Ответ: Согласно пункту 17-8 Раздела 2-1 Программы рефинансирования ипотечных жилищных/ ипотечных займов, банк в целях передачи в собственность заемщику/залогодателю/арендатору жилища, числящегося на балансе, по соглашению сторон осуществляет:

  • финансирование заемщика/залогодателя;

  • предоставление арендатору жилища в аренду с последующим выкупом.

Передача жилья в собственность осуществляется при следующих условиях:

  • отсутствия в собственности у заемщика/залогодателя жилья по состоянию на 1 января 2020 года;

  • сумма текущей рыночной либо балансовой стоимости жилища (наименьшее из них) и остатка основного долга по займу в совокупности составляет не более 50 млн. тенге.

Финансирование заемщика осуществляется по ставке 3%.

Вопрос: Здравствуйте, прочитала что можно получить статус «реабилитирован». Была просрочка более 90 дней. Сейчас работаю, имеется стабильный заработок, хотела оформить кредит. Как можно получить данный статус и где вообще узнать кредитную историю?

Ответ: Здравствуйте!

Для получения информации о кредитной истории рекомендуем обратиться в любой из следующих источников: Государственное кредитное бюро: mkb.kz, Первое кредитное бюро 1cb.kz (а также через его мобильное приложение), сайт госуслуг egov.kz.

В соответствии с Постановлением № 53, кредитное бюро присваивает статус «реабилитирован» в отношении кредита, по которому ранее была допущена просрочка свыше 90 дней, при соблюдении следующих условий (данные изменения были внесены Постановлением Правления Агентства от 22 марта 2020 года № 19):

1) по истечении года после погашения задолженности по кредиту.

Например, если заемщик по состоянию на 1 января 2020 года полностью погасил задолженность по кредиту, то по состоянию на 1 января 2021 года кредитное бюро должно присвоить кредиту статус «реабилитирован».

2) погашено свыше 50% суммы задолженности по кредиту, имевшейся на дату реструктуризации или рефинансирования, и заемщиком не допускалась просрочка свыше 30 календарных дней после реструктуризации или рефинансирования кредита в течение года.

Например, если общая сумма займа составляет 500 тыс. тенге, и заемщик погасил свыше 250 тыс. тенге до 1 января 2020 года (1 января 2020 года – дата реструктуризации и рефинансирования), при этом в течение 2020 года заемщик не допускал просрочек свыше 30 календарных дней, то по состоянию на 1 января 2021 года кредитное бюро должно присвоить кредиту статус «реабилитирован».

3) при отсутствии просрочек свыше 30 календарных дней в течение последних 12 последовательных календарных месяцев, после погашения просроченной свыше 90 календарных дней задолженности.

Например, если заемщик по состоянию на 1 января 2020 года погасил просроченную задолженность по кредиту и в течение 2020 года не допускал просрочек свыше 30 календарных дней, то по состоянию на 1 января 2021 года кредитное бюро должно присвоить кредиту статус «реабилитирован».

При соответствии одному из вышеуказанных условий банк информирует кредитное бюро об изменении сведений о заемщике в течение 15 дней с даты изменения или получения любых данных в отношении субъекта кредитной истории и кредитное бюро обеспечивает отражение в кредитном отчете статуса кредита «реабилитирован».

Дорогие пользователи, направляйте свои вопросы через приложение «Fingramota Online», и наши специалисты вам ответят в кратчайшие сроки. Приложение можно скачать на государственном и русском языках по ссылкам:

в App Store: https://apps.apple.com/kz/app/fingramota-online/id1134502211

в Play Market: https://play.google.com/store/apps/details?id=kz.nationalbank.appeals. Также доступна веб-версия «Fingramota Online».

Берегите себя и свои деньги,

повышайте свою финансовую грамотность вместе с

Fingramota.kz!

Читайте также