«Война. Победа. Память»

ҰЛЫ ОТАН СОҒЫСЫ ЖЕҢІСІНЕ — 75 ЖЫЛ

(Продолжение. Начало в №№ 72-89).

Хотя линия фронта проходила в тысячах километрах от границ нашей области, но и здесь, в глубоком тылу, своим самоотверженным трудом акмолинцы приближали победу. Все население жило под лозунгом:

«Все для фронта, все для победы!»

В городах велась активная работа по подготовке населения к вооруженной защите Отечества. Через систему Военного всеобуча и Осоавиахима проходили военную подготовку кокшетауцы в возрасте от 16 до 50 лет. После трудового дня рабочие, служащие, учащиеся спешили на военные сборные пункты. Здесь работали кружки по противовоздушной, химической и санитарной обороне, изучению боевого оружия и приемов штыкового боя. На специальных курсах молодежь училась на пулеметчиков, радистов, медсестер и шоферов. Так, в начале 1942 года в Кокчетавском районе были подготовлены 54 медсестры, 400 инструкторов ПВХО.

Практически с первых дней войны важнейшей задачей стало размещение эвакуированного населения. На всех крупных станциях были организованы эвакуационные пункты, круглосуточно работали буфеты, магазины. Во время остановок поездов беженцам раздавали бесплатные обеды. По состоянию на 29 декабря 1941 года в Кокчетавский район прибыли 2939 человек, из них 1106 детей. К середине 1942 года в Акмолинскую область — 55 тыс. жителей из прифронтовых районов. Эвакуированные расселялись в городах и селах. Тысячи акмолинцев потеснились в своих жилищах, чтобы приютить пострадавших. Например, по г. Акмолинску жилищно-санитарная норма снизилась до 5 кв. м на одного человека. Людей обеспечивали работой, снабжали топливом, продуктами, товарами первой необходимости.

В начале осени 1941 года в область были депортированы немцы из Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей. В 1944-м — чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы из Северного Кавказа. Из Крыма — татары, армяне, балкарцы, греки, из Грузии — турки, хемшилы, курды. По данным управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК по Акмолинской области, общее число депортированных составило около 83 тыс. человек.

Дети, потерявшие родителей, находили приют в детских домах. Летом 1941 года в Енбекшильдерский (ныне Биржан сал) район прибыли дети из Украины и Воронежской области, в ноябре 1942-го — в Викторовский и Андреевский детские дома из Краснодарского края, в Андреевский детский дом из Сталинградской области, в детских домах жили дети репрессированных. На начало 1946 года в Кокчетавской области было восемь детских домов, число воспитанников составляло 1203 человека. Многих осиротевших детей усыновили семьи акмолинцев.

В годы Великой Отечественной войны в Акмолинской области находились 10 госпиталей, в которых проходили лечение раненые бойцы и командиры Красной армии. Работа по подготовке к развертыванию эвакогоспиталей началась осенью 1941 года. Первоначально намечалось разместить четыре госпиталя на две тысячи коек: в г. Акмолинске — № 1600, г. Атбасаре — № 3006, на станции «Ак-Куль» в рабочем поселке Алексеевка — № 1344, на станции «Курорт Боровое» — № 1054. В 1942 году были дополнительно открыты госпитали: в с. Боровое — № 4110, в соседнем с. Воробьевка — № 4152. Самый крупный госпиталь на 1200 коек в г. Акмолинске был размещен в нескольких зданиях: Доме связи, городском театре, железнодорожной больнице, детском саду, бараках военного городка. В с. Алексеевка под госпиталь были отведены помещения больницы и школы. В г. Атбасаре — здание казахской школы, на станции «Курорт Боровое» — здание железнодорожной больницы и школы, в с. Боровое — здание Дома отдыха угольщиков. В г. Кокчетаве дислоцировались три госпиталя: № 2396, № 2447, № 3604 (спецгоспиталь для военнопленных). Самое длительное время (с 23 декабря 1941-го по 1 июля 1944 года) в городе пребывал эвакогоспиталь № 2447. Его штаб находился по ул. Чапаева (ныне Канай би). В здании музея истории города находилось отделение для легкораненых, хирургическое дислоцировалось в одноэтажном кирпичном здании областной больницы.

Население сделало все возможное, чтобы создать максимум удобств для раненых. Местные организации оказали помощь в ремонте зданий, обеспечении мебелью, инвентарем, постельными принадлежностями. Женщины-домохозяйки белили и красили помещения, приносили посуду. В январе 1942 года прибыли первые раненые. Эвакогоспитали имели хирургическое, травматологическое, терапевтическое отделения. Госпиталь в Боровом вскоре стал клиническим для эвакуированного сюда из Севастополя НИИ им. Сеченова. Институт организовывал курсы повышения квалификации для лечащего персонала других госпиталей. В марте 1942 года был проведен декадник для группы врачей из Акмолинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей под руководством профессора Е. Нильсена по теме «Клиника и методы комплексного лечения травматических повреждений спинномозговых нервов». В госпиталях области применялись передовые для того времени методы лечения и новейшие медицинские препараты.

Для раненых выписывали газеты, собирали библиотеки, им читали лекции, организовывали просмотры кинофильмов, ставили спектакли и концерты художественной самодеятельности, их часто навещали школьники и взрослые.

В Казахстан эвакуировали видных советских ученых. Местом пребывания академиков и членов-корреспондентов со слабым здоровьем и преклонного возраста по распоряжению правительства был выбран курорт Боровое. Ученых разместили в главном трехэтажном корпусе и нескольких деревянных дачах. К осени 1941 года на курорте их вместе с семьями насчитывалось более 150 человек. Среди них академики: историк А. Тюменев, китаевед Алексеев, индолог А. Баранников, геологи палеонтолог А. Борисяк, крупнейший эволюционист И. Шмальгаузен, выдающийся химик-органик Н. Зелинский и многие другие. Здесь жила жена писателя М. Горького М. Андреева. Крупной фигурой среди ученых был выдающийся академик В. Вернадский. В1943 году ему была присуждена Сталинская премия I степени. Такой же награды удостоились и академики Бернштейн, Л. Мендельштам.

Подготовил Марат НУРСЕИТОВ,
по материалам областного госархива.

(Продолжение следует).

Читайте также