Президентом даны поручения Правительству и другим ответственным структурам о разработке ряда долгосрочных проектов и законодательных актов, имеющих стратегический характер, среди которых концепция непрерывного образования, концепция развития местного самоуправления, проекты по развитию АПК, транспортно-логистического комплекса, индустриализации экономики. Таким образом, казахстанское государство демонстрирует продолжение обозначенного в последние годы курса на уменьшение своей регламентирующей функции и, соответственно, повышение степени функции регулирующей.
Несомненно, широким слоям населения должен импонировать тот факт, что среди семи основных принципов нового экономического курса страны на первом месте обозначен принцип справедливого распределения благ и обязанностей. Достижение социальной справедливости, как известно, это вековечное стремление человечества, отраженное в религиозных постулатах и конституционных нормах современных государств, к сожалению, зачастую остающихся декларативными заявлениями.
Какие подводные камни могут ожидать нас при разработке и реализации национальных проектов? Они общеизвестны и, к такому же большому сожалению, достаточно традиционны для нашей практики государственного и местного управления. Это кампанейщина и формализм, проявляющиеся, во-первых, при выдвижении инициатив, зачастую, действительно, полезных и общественно-значимых, во-вторых, в ходе реализации и оценивания результатов. Если соответствующими структурами и ответственными лицами, как на уровне руководства, так и на уровне исполнителей, искаженно и прямолинейно будет понято требование о том, что в основе целеполагания при разработке будущих национальных проектов необходимо предусмотреть главенство результата над процессом, нас, несомненно, захлестнет очередная волна процентомании и очковтирательства. Противодействием этому может стать только четко разработанная система реально достижимых показателей на основе научно, методологически обоснованных, опирающихся на практическую действительность критериев, понятных не только для чиновников и экспертов, но и для каждого рядового гражданина. Будем надеяться, что вновь созданная в обновленном формате структура государственного планирования при Президенте страны — Агентство по стратегическому планированию и реформам — успешно справится с этой задачей. При этом, успех реализации будет зависеть от вклада всех и каждого на конкретных участках и направлениях.
Марат ИБРАЕВ, почетный работник образования РК, кандидат политических наук.