К 100-летию Областного историко-краеведческого музея
Что такое подстаканник, известно большинству населения, проживающего в исторических границах бывшего Советского Союза. Более того, трудно найти человека, который хотя бы раз не держал его в руках, либо не видел в буфете в отчем доме, не находил бы его на дачах, или, что уж совсем невозможно, не пользовался бы им в поездах.
Конечно, подстаканник как элемент чаепития, художественная ценность и просто милая вещица был известен и до образования Советского Союза. Но именно в этом большом государстве, которое раскинулось на 1/6 части суши, подстаканнику был придан статус не столько приспособления для защиты рук от горячего чая, сколько рупора трудовых и военных побед, галереи памятных дат, зеркала, отражающего великие свершения.
До сих пор остается загадкой, с чьей именно легкой руки, подстаканник из мещанского атрибута превратился в такой дорогой для сердца каждого советского человека предмет.
Импульс к внедрению в широкие слои народных масс подстаканник получил в середине 1920-х годов. Основных причин, обусловивших это явление, несколько.
Во-первых, молодое государство отказалось изготавливать посуду из фарфора и фаянса в пользу стекла, как наиболее дешевого и близкого пролетариату материала. Чтобы горячий стакан не обжигал рук творцов революции, ему была необходима защитная окантовка.
Во-вторых, именно в этот период бурно развивается железнодорожное сообщение между различными регионами большой страны, естественно, увеличивается пассажиропоток, возникает необходимость в таких предметах, благодаря которым едущий в поезде человек чувствовал бы себя комфортно.
Третья причина заключается в том, что в советской стране формируются жесткий «корпоративный» стиль и атрибутика крупных и мелких руководителей партийного аппарата, всевозможных контор, управлений и бюро. Наряду с массивными столами, трибунами с графином, френчами и кожаными портфелями в кабинетах появляются подстаканники.
Еще одной причиной, обусловившей массовый выпуск и разнообразие подстаканников, стали начавшаяся активная индустриализация, увеличение добычи полезных ископаемых. Механизация производственных процессов наряду с ростом производства металла сыграла одну из главных ролей в судьбе не только всей страны, но и судьбе подстаканника в частности.
Сегодня просто физически невозможно даже приблизительно подсчитать количество выпущенных в СССР подстаканников — их производили десятки предприятий. Справочная литература по форме и тематике выпущенных подстаканников, а также статистические данные о производителях, технологиях производства и количестве выпускавшейся продукции по какой-то необъяснимой причине полностью отсутствуют в открытом доступе. А ведь в таком полностью плановом государстве, как СССР, подобные источники информации должны были существовать. Поэтому человек, принявший решение коллекционировать подстаканники, подобен первопроходцу, открывающему новые земли.
В Акмолинском областном историко-краеведческом музее имеется небольшая коллекция подстаканников в количестве 44 штук, в основном советского периода.
Классификация подстаканников проводилась по трем основным параметрам: материалу изделия (из чего сделано), тематике (чему посвящено) и технике изготовления подстаканника (как сделано).
Требования к материалу были простыми: коррозионная стойкость, технологичность и достойный внешний вид. Поэтому из всего спектра металлов и сплавов выбирали нержавеющую сталь, мельхиор (сплав медь-никель) и его разновидности, например, нейзильбер (сплав медь-никель-цинк), алюминий, реже — латунь, бронзу и серебро. Нередко на мельхиор, сплав бронзы и латуни наносили наружное глубокое серебрение. Делали это, чтобы придать подстаканнику благородный вид.
Мельхиоровым подстаканникам досталась самая большая пропагандистская нагрузка. Именно из этого материала сделано максимальное количество подстаканников советской тематики. Вот лишь некоторые из них: победа советского народа в Великой Отечественной войне (Воин-освободитель), памятные события и даты в жизни государства («XXV съезд»), архитектурные памятники и города-герои («Спасская башня»). Целый ряд подстаканников посвящен космической теме: здесь и запуск первого спутника («Спутник»), и первый пилотируемый полет, и покорение космоса женщиной («К звездам»). Мельхиоровые подстаканники были обязательным атрибутом домов и кабинетов членов партийного аппарата. В советское время они зачастую служили наградой победителям социалистических соревнований в трудовых коллективах или спортивных состязаниях. Стоимость таких подстаканников на момент изготовления составляла от 2 до 5 рублей.
Нельзя не сказать о широком спектре подстаканников на бытовые темы, выполненных, например, фруктово-цветочным орнаментами и узорами («Малина»), на сюжеты устного народного творчества («Зимняя тройка»), а также с фигурными композициями («Доспехи»).
Наибольшее распространение такие подстаканники получили в 70-80-х годах XX века благодаря невысокой стоимости и технологичности материалов.
На подстаканники из нержавеющей стали обычно не наносили никаких дополнительных покрытий. Алюминиевые же по внешнему виду можно разделить на три группы: подстаканники с нанесением золотистой эмали, подстаканники с цветным рисунком и чисто алюминиевые подстаканники.
Тематика алюминиевых и нержавеющих подстаканников, предназначенных для рядовых граждан, была незамысловатой: цветочные орнаменты или графические узоры («Цветочный узор» и «Виноградная гроздь»), сцены из любимых сказок («Уральские сказы»), города отчизны («Москва-Кремль») и другие разнообразные сюжеты («Чайка», «Добыча»).
Стоимость подстаканников из нержавеющей стали и алюминия на момент изготовления варьировалась в пределах 50 копеек — 2 рублей. Самыми дешевыми были простые алюминиевые подстаканники. Именно ими обеспечивали различные государственные учреждения.
Таких подстаканников изготавливали меньше, чем мельхиоровых, алюминиевых и из нержавеющей стали. Прежде всего, это объясняется высокой стоимостью материала и его эксклюзивностью. Самыми распространенными были изделия Кубачинского (село в Дахадаевском районе Республики Дагестан) художественного комбината, возникшего на базе ювелирной артели, организованной в 1924 году. Кубачинские серебряные подстаканники — это скорее всего высокохудожественное произведение и дорогой подарок, чем средство пропаганды. Большинство «кубачей» украшены растительными узорами в виде переплетающихся стеблей с цветами и листьями. При их производстве использовались такие техники, как гравировка, чернь, штихельная узорная резьба, золочение. Некоторые экземпляры выполнены с применением фактурной обработки фона, на котором помещен крупный растительный узор. Стоили серебряные подстаканники 13-15 рублей.
Тематический спектр подстаканника, рожденного в СССР, очень широк, например, основные направления: это и символика Страны Советов; годовщины революции и государства; памятные события: съезды, выставки, сказки и сказочные персонажи, фауна, флора и другие.
На начальном этапе небольшие партии подстаканников для внутренних нужд МПС (Министерство путей сообщения) изготавливали мелкие частные артели по технологии литья и ручной гравировки. С началом всеобщей индустриализации, когда советское государство встало на промышленные рельсы, появились высокоточная штамповка, центробежное литье и автоматическая пайка. Единственная операция, которая осталась ручной при этих способах производства, — изготовление штампа или формы.
Наряду с этими технологиями возродилась и известная с XVI века в народном промысле техника — скань или филигрань.
Безусловно, в последнее время предпочтения в отношении посуды, из которой пьют чай, изменились. Однако стиль так называемого «советского ампира» остается востребованным и в наше время. Не будем забывать, что подстаканник, какую бы он ни нес смысловую нагрузку, прежде всего подстаканник, который просто должен быть использован по прямому назначению. Так что подстаканник, веющий дыханием ушедшей эпохи, продолжает жить и способен не только украсить любой чайный стол, но и вносит душевную теплоту в дружеское семейное чаепитие.
Сегодня на антикварном рынке сегмент, приходящийся на подстаканник, очень узок. Желающие передать в дар музею такой предмет ушедшей эпохи всегда найдутся. Такому желанию музейщики всегда безмерно рады!
Алма КУНАНБАЕВА,
научный сотрудник областного историко-краеведческого музея.
Фото Юрия БРАГИНА.