Для чистоты озер и рек

ЭКОТАЙМ

Одним из важнейших мероприятий по охране поверхностных водных объектов от загрязнения, засорения и истощения и по улучшению их санитарно-технического и эпидемиологического состояния является создание по берегам специальных водоохранных зон и полос с особым режимом хозяйственной деятельности на их территории.

Водоохранная зона представляет собой территорию, прилегающую к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности. В пределах водо-охраной зоны выделяется водоохранная полоса с более строгим охранным режимом, на которой вводятся дополнительные ограничения природопользования. Это территория шириной не менее 35 метров (согласно Водному кодексу РК), прилегающая к водному объекту и водохозяйственным сооружениям, на которой устанавливается режим ограничительной хозяйственной деятельности.

Установление водоохранных зон и полос направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания животного и растительного мира водоемов.

При подготовке проекта по установлению границ водоохранных зон и полос водного объекта основополагающими документами являются: Водный, Земельный и Экологический кодексы Республики Казахстан.

Так, согласно статье 134 Земельного кодекса Республики Казахстан, по берегам рек, озер, водохранилищ, каналов, внутренних вод, ледников, болот местными исполнительными органами выделяются земельные участки под водоохранные зоны и полосы.

В соответствии с пунктами 1-2 статьи 43 Земельного кодекса Республики Казахстан, предоставление земельных участков, расположенных в пределах пятисот метров от береговой линии водного объекта, осуществляется после определения границ водоохранных зон и полос, а также установления режима их хозяйственного использования, за исключением земель особо охраняемых природных территорий и государственного лесного фонда.

То есть, предоставить земельные участки, расположенные на расстоянии менее 500 метров от берега водного объекта, на котором не установлена водоохранная зона и полоса, невозможно.

Согласно п.1 статьи 125 Водного кодекса РК, в пределах водоохранных полос (шириной 35 метров) запрещаются: хозяйственная и иная деятельность, ухудшающая качественное и гидрологическое состояние (загрязнение, засорение, истощение) водных объектов; предоставление земельных участков под садоводство и дачное строительство; эксплуатация существующих объектов, не обеспеченных сооружениями и устройствами, предотвращающими загрязнение водных объектов и их водоохранных зон и полос; проведение работ, нарушающих почвенный и травяной покров (в том числе распашка земель, выпас скота, добыча полезных ископаемых).

Из этого следует, что в водоохранной полосе запрещается предоставлять земельные участки под хозяйственную и иную деятельность.

Управление по контролю за использованием и охраной земель Акмолинской области в рамках возложенных функций организует и проводит государственный контроль за законностью решений, принятых местными исполнительными органами районов, акимами городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в области земельного законодательства Республики Казахстан.

При проведении проверочных мероприятий управлением были установлены факты, когда земельные участки местными исполнительными органами были предоставлены физическим и юридическим лицам без установления водоохранных зон и полос. В последующем решения по предоставлению таких земельных участков были отменены в судебном порядке.

Сохранение водных ресурсов в Казахстане является одним из приоритетных направлений экологической политики государства, в связи с чем вопрос предоставления земельных участков, расположенных в непосредственной близости от водных объектов, находится на контроле управления.

Рустем КАЛИЕВ,
главный специалист — государственный инспектор управления по контролю

за использованием и охраной

земель Акмолинской области.

Читайте также