О времени, справедливости и движении к демократии

В конце мая этого года Олжас Сыздыков — предприниматель, председатель общественно-наблюдательной комиссии Акмолинской области, учредитель ОФ «Прометей» и информационного агентства «Кокшетау Азия» избран первым секретарем Акмолинского обкома Коммунистической народной партии Казахстана.

Признаюсь, хорошо зная и искренне уважая Олжаса Тургуновича как подлинного правозащитника, эрудированного, очень грамотного человека, интереснейшего собеседника (площадкой для разговора стал Фейсбук), поначалу была этим несколько удивлена. Согласитесь, предприниматель, решивший развивать коммунистическое движение, явление нечастое. Во всяком случае, в нашей стране. Но потом убедилась в логичности и даже в неизбежности такого его решения.

И еще. Классического интервью с этим неординарным человеком у меня не получилось. Поэтому просто излагаю содержание нашей беседы без привычного формата «вопрос-ответ».

Но вначале прочтите, пожалуйста, строки из стихов Олжаса Сыздыкова, написанных в разное время. Пишет он «в стол», делится ими на ФБ. Думается, что его размышления, сомнения, свойственные человеку интеллигентному, нравственный поиск во многом объясняют его путь к правозащитной, а позже и политической деятельности.

«Пусть слова «не убий!» станут лозунгом дня. Только можно не строем, и лучше не в ногу». (1991 г.).

«Что вдруг случилось? Грустное время, время разбитых хрустальных творений. Евнухов мысли стерильное семя не породит миру сверхпоколенье» (1993 г.).

«Что с ними дальше будет я не в курсе, что с ними, было, ставим многоточие… Другое время, люди, дети, школа…» (2008 г.).

«Я наивен? Как будто. Безответственен — нет. Просто нужно кому-то проложить людям след. Не пройти им без брода реку злых перемен. Не найти им свободу без жестоких измен». (2016 г.).

Кто становится коммунистом

«Недавно к нам пришел Сергей Борутенко. Больше 30 лет работает строителем. Его слова привожу дословно: «Меня не устраивает, что рабочий класс превратился в рабов». И это не единственный пример. Приходят люди, верящие, что вместе с народными коммунистами у рабочего класса и крестьянства есть возможность отстаивать права трудящихся и не оставаться сторонними наблюдателями.

Людей привлекает и наша принципиальная позиция интернационализма. В КНПК стоит вступить уже потому, что поднимает голову национализм. Считаю, что есть силы, которые его культивируют.

Молодежь к нам приходит интересная. Причем, осознанно. Мы привлекли их в качестве волонтеров. Они поработали, пообщались с нами, решили вступить.

За количеством мы никогда не гнались и гнаться не будем. Нужно, чтобы в наших рядах были искренние сторонники нашей идеологии, принципов. Как и любая партия парламентского типа о числе сторонников будем судить по количеству голосов, отданных КНПК на предстоящих выборах. Думаю, что их будет немало».

Как Акмолинский филиал КНПК работает сегодня

«Наша общественная приемная не прекращает своей работы и в условиях карантинных ограничений. Количество обращений уменьшилось, людям сложнее к нам прийти. А к нам большей частью обращаются не те, кто свободно владеет современными технологиями и может это сделать в режиме онлайн. Как правило, это люди, которые выпали из парадигмы успешных казахстанцев. Звонят часто.

Помогаем разрешить трудовые споры. Административного ресурса у нас нет. Мы обходимся без него. Сейчас ситуация такова, что общественников, блогеров боятся. Пишем, звоним, объясняем работодателю, какие для него могут быть последствия, если он не будет действовать по закону. Многие вопросы решаются на уровне телефонного звонка. Часто проблемы возникают из-за элементарного недопонимания, из-за правовой неграмотности не только работника, но и работодателя. Важен человеческий контакт.

Оказываем бесплатные юридические консультации, нотариальные услуги, налаживаем сотрудничество с профсоюзами. Надо защищать права трудящихся единым фронтом. Готовы к сотрудничеству с любыми неправительственными объединениями, политическими силами. Условие одно — это должно быть в интересах народа. Мы не хотим никаких полномочий и званий. Время сложное, нужна взаимопомощь. Надо объединиться, несмотря на разногласия в том числе и политические, идеологические. Вместе выходить из этой ситуации.

Когда объявили режим ЧП, все обращения в общественную приемную были уже оцифрованы, контакты, адреса людей, приходивших за помощью, есть. Мы ее оказываем, в частности, в рамках республиканского проекта «Шапағат». Его инициатор Назгуль Магжан — член нашей партии. В «Шапағате» грантов, госсоцзаказа нет. Кто может, помогает, вносит свой вклад. Простые люди приносят продукты, одежду. Мы что-то постираем, погладим, починим. Многим это нужно. Продуктовые пакеты, которые мы развозим, не от олигархов, закуплены не на бюджетные средства».

Примечание. Очень обрадовало, что на фотографии, выложенной в ФБ, увидела получателей помощи от коммунистов с заретушированными лицами. Получать помощь — не зазорно. Но люди вокруг разные, есть и завистники, недоброжелатели… Так прокомментируют, что рад не будешь. Возможно, кто-то и ребенку скажет что-то недоброе по этому поводу.

Об идеологии коммунизма и демократии

Идеология коммунизма и демократия в ее классическом понимании — это понятия не просто совместимые, а сопряженные. Принцип демократического централизма вполне демократичен. На стадии принятия решений — обсуждение. Чем оно активнее, принципиальнее, тем лучше. Когда в результате решение принято, меньшинство обязано подчиняться большинству.

У нас сегодня — наоборот. Большинство вынуждено подчиняться меньшинству, которое в силу определенных причин распоряжается общими ресурсами. Во всем мире правит олигархат, он диктует правила игры.

Что касается так называемого «шведского социализма»… в ряде богатых и успешных стран капиталисты доросли до понимания того, что «делиться надо», среди олигархов стало много филантропов. Сейчас часть из них даже выступает за то, чтобы с них взимали больше налогов.

Вообще нет «белого» и «черного». У нас стереотип — капиталисты и коммунисты — по разные стороны баррикад. Но во вполне капиталистическом Израиле большую часть сельскохозяйственной продукции поставляют кибуцы с коллективной формой собственности. В них не только высокие экономические показатели, но обеспечены высочайшие социальные защищенность и безопасность.

В любом случае убежден в правоте того, что империализм — высшая стадия капитализма, дальше неизбежна дорога — в коммунизм.

О социальной справедливости

Стремление к социальной справедливости было и остается ключевым принципом нашей партии. Не согласен с тем, что это субъективная категория. Просто «справедливость» — да. Каждый человек вкладывает в нее свой смысл. Но справедливость социальная — в классической формуле основоположников коммунистической идеологии «От каждого по способностям, каждому по потребностям». В обеспечении равного доступа к тем или иным ресурсам. Каждому гражданину страны, независимо от места проживания, от статуса и материального положения…

Сейчас многие осуждают многодетных матерей, требующих помощи. Не работают сами, мужья у многих не работают. Считаю, что в любом случае осуждать их мы не вправе. Сами поставили их в такое положение. Если раньше говорили о планировании семьи, о здоровье часто рожающих матерей, о здоровье ребенка, то сейчас этим никто не занимается. Общество в любом случае несет ответственность, какими бы ни были некоторые многодетные мамы.

Соглашаюсь с тем, что частная собственность возможна и оправдана в сферах услуг, торговли, легкой промышленности. Это сферы быстрого реагирования. Но не в образовании и здравоохранении. Последние должны быть только государственными, обеспечение этого — без преувеличения, вопрос национальной безопасности. Частных медицинских клиник быть не должно, как и школ. Я бы не хотел, чтобы среди граждан, школьников была сегрегация по возможности получить те или иные услуги.

Базовая основа социальной справедливости — преодоление отчуждения. Сейчас не буду цитировать классиков марксизма, писавших об этом. Человеку необходимо чувство сопричастности к происходящему в коллективе, в стране.

Почему казахи не пошли воевать в первую мировую войну, подняли восстание против призыва в армию, и почему они геройски сражались в Великую Отечественную войну? Потому что поняли, что это их страна, что в этой стране они могут вместе с другими строить лучшую жизнь, строить общее будущее. Сопричастность общему делу дает чувство защищенности. И это очень важно и нужно каждому человеку.

Социальная справедливость и в том, чтобы доходы человека зависели от его реального вклада в экономику страны. Перед армией я поработал на стройке разнорабочим. Получал 300 полновесных советских рублей. Отец — инструктор обкома партии — 180. Считаю, что когда слово рабочий действительно звучит гордо, это справедливо.

Читайте также