Нужна работа над ошибками

Директор общественного фонда защиты прав человека и борьбы с туберкулезом «Луч надежды» Любовь Рубежанская.

Мы продолжаем нашу борьбу с коронавирусом. Нет сомнений в том, что победа будет на нашей стороне, — слова Президента справедливы и обоснованны. Так и будет. И чем бережнее и строже мы будем относиться к себе, своим близким, знакомым и незнакомым людям, тем быстрее мы сведем до минимального уровня эту напасть, от которой страдает сегодня все человечество.

Я далека от так называемых «конспирологических теорий» происхождения и распространения коронавируса. Несомненно, что ответ на вопросы — Откуда? Почему? Каковы особенности этой разновидности вируса? Каков оптимальный алгоритм противодействия ему? — ученые-вирусологи, эпидемиологи найдут. И безопасная, доступная, эффективная вакцина будет создана. Но мы должны быть готовыми к тому, что это далеко не последнее испытание для всего мира, частью которого является наша страна.

Любая экстремальная ситуация, будь то в семье, в коллективе, в государстве — проверка на прочность, тяжелая (в случае с эпидемией коронавируса — во многом трагическая), но тем не менее это — возможность осознать сильные и слабые стороны. Жить дальше, работать над ошибками, исправлять их. Быстро. Решительно. Кардинально. Убеждена, что одна из главных системных ошибок, о которых упоминает Президент в своем Обращении к народу — это кадровая политика.

Касым-Жомарт Токаев приводит следующие данные: «Начата работа по увеличению мест в больницах. С момента моего поручения количество коек для больных коронавирусом увеличено на 70% и доведено до 43 тысяч. Активно вовлечены в эту работу и военные медики. Благодаря ресурсам вооруженных сил развернуто более 500 коек. В места особых вспышек передислоцируются полевые госпитали».

Вопрос в том: кто в них будет работать? Эпидемия коронавируса с всей остротой выявила проблему нехватки медицинских кадров не только в нашем регионе, в стране в целом. Тем более кадров квалифицированных. Сегодня Министерство здравоохранения РК опубликовало такие данные. На передовой борьбы с коронавирусом задействовано больше 108 тыс специалистов среднего звена. Потребности в регионах будут по необходимости покрываться за счет выпускников медицинских колледжей и вузов. Только в Атырауской, Мангистауской Туркестанской, Карагандинской, ВКО, Костанайской, СКО, Актюбинской, Западно-Казахстанской областях и в Нур-Султане требуются 616 анестезиологов-реаниматологов, 158 инфекционистов, 60 эпидемиологов, 166 кардиологов, 68 пульмонологов, 84 реабилитологов.

Мы преклоняемся перед подлинным героизмом медицинских работников, работающих в «красных зонах», провизорных центрах, принимающих больных в поликлиниках… Низкий им поклон. Но почему им приходится работать сутками из-за того, что некому их сменить?

Почему такими беспомощными оказались наши санитарные службы, почему так мало грамотных инфекционистов, которые в первые недели после начала эпидемии могли бы разработать четкий алгоритм действий? Да, коронавирус новый, неизученный, разные страны придерживаются разных стратегий. И, наверное, нельзя полностью копировать ни одну из них. Исходить надо их собственных возможностей, особенностей, менталитета, в конце концов.

У нас же была мощная, надежная, проверенная временем, выдержавшая немало испытаний санитарная служба. Слава богу, живы, работоспособны люди старшего поколения, работавшие в ней не одно десятилетие. Знаю многих из них, знаю, с какой болью переживают они многие из нововведений, которые на поверку, по определению Президента, оказываются «системными» ошибками.

Использовать их опыт, обеспечить преемственность, реанимировать лучшие стороны прежней организации санитарной службы, обеспечения лекарственными средствами, системы здравоохранения в целом — думается, что во многом — это те выводы, которые мы должны сделать из нынешней ситуации. Это и есть та необходимая ответственность, о которой Президент говорит в своем обращении.

Читайте также