АКТУАЛЬНО
Согласно нормативно-правовой базе Казахстана под земельными правоотношениями следует понимать отношения по использованию и охране земли, связанные с управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, осуществлением права собственности и иных прав на землю.
Земельные отношения в РК регулируются Земельным кодексом. Наряду с земельным законодательством часто применяются нормы гражданского, экологического, финансового, административного, аграрного, горного и др. Предметом земельного права являются общественные отношения, объектом которых является земля.
Защита государственных интересов в части охраны и контроля использования возложена на уполномоченный орган по контролю за использованием и охраной земель. В Акмолинской области это управление по контролю за использованием и охраной земель. Миссия госоргана в реализации государственной политики в сфере государственного контроля за использованием и охраной земель, а компетенция предусмотрена в пункте 4 ст. 14-1 Земельного кодекса.
Согласно указанным нормам осуществляется контроль за правильным применением норм земельного законодательства по области, в случае их нарушения принимаются меры реагирования. В полномочия правления входит в том числе подача исков в суд о возмещении ущерба в результате нарушения земельного законодательства РК, о принудительном изъятии земельных участков, не используемых по назначению либо используемых с нарушением законодательства РК, об отмене неправомерных решений, связанных с предоставлением, изъятием, изменением целевого назначения, принудительным отчуждением для государственных нужд земельных участков. А также об исполнении выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, предписаний по устранению выявленных нарушений земельного законодательства в случае их неисполнения в срок, указанный в предписании, либо ненадлежащего исполнения лицами, которым выданы эти предписания, и о взыскании штрафов с физических, должностных и юридических лиц.
В настоящее время управлением подаются исковые заявления по двум направлениям: отмене неправомерно вынесенных решений местными исполнительными органами, в частности, о признании сделки недействительной; изъятии неиспользуемых по назначению земель у собственников и землепользователей согласно статье 94 Земельного кодекса.
В прошлом году подано 131 исковое заявление (4745,6 га земли). За истекший период т.г. — 21 иск (105,9 га земельных участков, принадлежащих на праве собственности и землепользования физическим и юридическим лицам).
Сущностью требований основной массы поданных исков является признание недействительным договоров, дающих право на землепользование, либо частной собственности. При предъявлении подобных исков государственным органом ставится вопрос о привлечении к участию в деле лиц, являющихся сторонами сделок. Это может затронуть интересы не только лица, заключившего договор с государственным органом предоставившим право на землю, но и лиц, которые добросовестно приобрели данный земельный участок по последующим сделкам о продаже земельного участка.
Следует отметить, что указанные лица, явившись в суд, выражают свое недовольство в отношении иска в части его земельного участка. Однако, согласно Постановлению Верховного Суда РК от 16.07.2007 года №6 «О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства» в случае превышения акимом своих полномочий при предоставлении земельного участка его решение может быть признано недействительным судом по основаниям, предусмотренным законом, в порядке главы 29 ГПК. То есть, возникает основание оспаривания сделок, совершенных с нарушением земельного законодательства.
Согласно части 2 статьи 157-1 ГК РК недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, недействительна с момента ее совершения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, законодательными актами РК или не вытекает из существа или содержания сделки.
Отсюда следует, что совершенная между госорганом и лицом, приобретающим права на землю с нарушением законодательства, сделка не влечет юридических последствий, поэтому за ней последовавшие сделки также являются недействительными. По этим нормам законодательства управлением предъявляются иски ктретьим лицам, которые не были причастны к вопросу первоначального предоставления земли во владение из собственности государства.
Действия госоргана по принудительному изъятию земельных участков регламентированы ст. 94 Земельного кодекса. Согласно статье 65 Земельного кодекса собственники земельных участков и землепользователи обязаны использовать землю в соответствии с ее целевым назначением или функциональной зоной на землях населенных пунктов, при временном землепользовании — в том числе в соответствии с договором аренды (договором временного безвозмездного землепользования).
В соответствии со ст. 92 Земельного кодекса в случае, если земельный участок, предназначенный для строительства, не используется по назначению в течение трех лет со дня принятия решения о его предоставлении (если более длительный срок не предусмотрен проектно-сметной документацией), то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса, за исключением земельного участка, находящегося в частной собственности граждан РК для индивидуального жилищного строительства.
В случаях, если земельный участок для строительства индивидуального жилого дома предоставлен на праве землепользования на неподготовленных площадках, срок освоения такого земельного участка исчисляется с момента обеспечения его соответствующей инженерной (коммунальной) инфраструктурой. В случаях, если земельный участок, предназначенный для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, не используется по назначению в течение двух лет подряд с момента первоначального выявления факта неиспользования, то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.
Каждому землепользователю стоит обратить особое внимание на своевременное оформление правоустанавливающих документов и целевое, своевременное использование выделенного участка по назначению.
Асель КЫЗКЕНОВА,
руководитель отдела правового обеспечения облуправления по контролю за использованием и охраной земель.