Актуально
Тема обеспечения доступа людей с особыми потребностями, создание для них безбарьерной среды к объектам инфрастуктуры — одна из актуальных. Об этом наша беседа с заместителем руководителя департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Акмолинской области Нурланом Шерьяздановым.
— Действительно, обеспечение прав и социальная защита этой категории населения — одно из важных направлений социальной политики государства. Основные законодательные акты в этой области Законы РК «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» и «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан».
Статья 9 Конвенции о правах инвалидов говорит о том, что государства – участники принимают обязательства по обеспечению инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
— Какова роль вашего ведомства?
— Государство, особенно в последнее время, много делает, чтобы люди с особыми потребностями чувствовали себя полноправными членами общества. Однако практика показывает: в этой сфере не все так, как хотелось бы. Из различных регионов поступают жалобы на качество оказания специальных социальных услуг, доступности, медико-социальных услуг и другие. В соответствии со статьей 37 Закона РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции МТСЗН РК по Акмолинской области в пределах своих полномочий осуществляет государственный контроль по обеспечению доступа указанной категории граждан к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, в соответствии со статьей 25 вышеназназванного Закона Республики Казахстан. Конечно, жалобы были, есть и, наверное, будут, когда речь идет о социальной или медицинской помощи. У кого-то возникают претензии, но, по-моему, это естественный процесс, связанный прежде всего с совершенствованием услуг. Другое дело, какой характер носят жалобы. Если системный, нужно в целом что-либо менять, если разовый – бить тревогу, принимать меры.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о результатах вашей работы.
— По итогам работы за 2016-2020 годы проведено 193 проверки, а также меры профилактического контроля с посещением, по результатам которых выданы более 170 актов и предписаний по устранению выявленных нарушений. 30 должностных лиц и субъектов предпринимательства привлечены к административной ответственности на сумму более четырех млн тенге.
— Какие конкретно были проверены объекты?
— 80 % из них — государственные органы, поскольку туда в первую очередь обращаются за госуслугами. За период 2017-2020 годы проверены районные, городские акиматы, отделы занятости и социальной защиты в городах, районах, культурно-зрелищные объекты (дома культуры, библиотеки), объекты здравоохранения (больницы, поликлиники), объекты спорта. По обращениям граждан, чьи права были нарушены в части доступа к объектам бизнес-структур мы провели 40 проверок (например, ТД «Айгуль», «Береке», АО «Казпочта», ТОО «Green Which Hotels», санаторий «Алмаз», филиал «Народный Банк Казахстана», ТРЦ «РИО», аэропорт Кокшетау, вокзалы станций г.Кокшетау, Боровое, Макинск, Акколь, автовокзалы г.Кокшетау, Щучинска, Макинска и другие). Нарушения устранены или в стадии исполнения.
В 90 % проверенных объектах не соответствуют нормам уклоны установленных пандусов или высота и диаметр поручней, не адаптированы санитарно-бытовые помещения, практически во всех проверяемых объектах, оказывающих услуги населению отсутствуют доступ для лиц с нарушением слуха и лиц с нарушением зрения. К примеру, в ТРЦ «РИО» отсутствуют тактильно — предупреждающие полосы перед лестницей, которые необходимы для обеспечения возможности своевременного опознования зоны риска для людей со слабым зрением. Так же не соответствует ширина дверей санитарно – бытового помещения. В аэропорту Кокшетау не соответствует угол уклона пандуса, высота поручней, при въезде на пандус высокий порог, что уже большая преграда для доступа на объект. Не соответствуют нормам и санитарно – бытовые помещения, ширина дверей, площадка для разворота кресла-коляски.
— В своей работе вы нередко сотрудничаете с общественными объединениями…
— Мы достаточно тесно сотрудничаем с НПО, в том числе с объединениями, которые представляют интересы людей с особыми потребностями. Например, с ОО «Шанс» и непосредственно с его руководителем Василием Шиманским, таким образом получаем обратную связь, отклики, информацию. К слову, «Шанс» поднимал вопрос доступа лиц с особыми потребностями к общественному транспорту. В 2018 году Василий Шиманский совместно с транспортной прокуратурой участвовал в рейдах на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэропорту. После мы вручили предписания об обеспечении беспрепятственной среды с использованием инструментов визуальной и звуковой информация (вывески, таблички, электронные табло); дублированием звуковых сигналов, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации; установкой пандусов и поручней при входах в здания, указателей мест бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки; организацией мест высадки и посадки пассажиров. И после этого снова провели проверку — привлечены к административной отвественности три субъекта на сумму 553150 тенге. Как правило, после наших проверок крупные объекты проводят реконструкцию своих зданий.
В этом году поступило 13 обращений от регионального координатора проекта «Доступный Казахстан», руководителя общественного фонда для детей с особыми потребностями «Я сам шагаю» Гаухар Камелиновой о несоответствии нормам доступа в социально — значимые объекты города. По итогам проверки выданы предписания со сроками устранения нарушений.
— Напомните об ответственности для тех, кто не соблюдает требования законодательства.
— При выявлении одного грубого нарушения: несоответствие входной группы, санитарно – бытового помещения, пути движения, территории объекта должностное лицо и субъект предпринимательства привлекается к административной ответственности в виде штрафа по ст.83 Кодекса РК об административных правонарушениях. Это штраф для должностных лиц в размере пятидесяти (132 550), субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере ста двадцати (318 120), субъектов среднего предпринимательства – в размере двухсот(530 200), субъектов крупного предпринимательства – в размере четырехсот МРП (1060 400). При повторном совершении административного правонарушения по этой статье в течение года следует более суровый административный штраф. В завершение хотел бы сказать, что для физических и юридических лиц, проживающих в области, у которых нарушены права в части несоответствия объекта имеющимся нормам, могут обратиться с обращением (жалобой) и с конкретными фактами (фото- ,видеоматериал) по адресу: Кокшетау, проспект Н.Назарбаева, 60, телефон для справок 8 (7162) 25-09-87.
Подготовила Аэлита Таева.