«Горячей точкой» называет Целиноградский район после своей десятидневной командировки главный государственный санитарный врач Буландынского района, Отличник здравоохранения, стипендиат международной программы «Болашак», участница ликвидации последствий ЧС в г. Арыси Даметкен Мухаметжанова. Она не преувеличивает. По сравнению со всей областью в пристоличных селах — самая большая заболеваемость COVID-19: 129 случаев из 147. Многие жители региона напуганы таким распространением вируса и требуют полностью закрыть границы столицы, другие возмущены продлением карантинных мер. А если к этому прибавить еще и практически «полевые» условия, в которых жили командированные врачи, и круглосуточный режим работы, получается и вправду своего рода фронт. Фронт борьбы с болезнью.
Опыт Целиноградского
— Положение в районе достаточно непростое, — рассказывает Даметкен Ибрашевна. — Численность населения очень большая, при этом, у кого ни спрашивала, затрудняются назвать точную цифру. В селе Косшы, к примеру, живут около 85 тысяч человек. Заболевших коронавирусом тоже немало, и практически каждый случай связан с контактами в Нур-Султане. Приведу только один пример, когда вспышка коронавируса произошла в одной из строительных компаний столицы. Там заболели около ста человек, были контактными с больными COVID-19, а многие из них как раз проживали в Косшы. Вообще, чуть ли не 80% жителей сел, расположенных так близко к столице, работают именно в Hyp-Султане, у них есть разрешения на въезд в столицу. Сегодня, кроме села Косшы, в числе самых проблемных по коронавирусу — Коянды, Талапкер, Караоткель, Оразак.
Даметкен Мухаметжанова вместе с другими санитарными врачами, командированными в район, взяла на себя массу работы. Эпидемиологические расследования, разъяснительная работа, подворовые обходы, встречи с населением, дежурства на блокпостах, анализ ситуации, планирование и прочее, прочее. Она отмечает: проблем в районе немало. Не хватает кадров в местном управлении контроля качества и безопасности услуг: вместо 11 человек здесь работают всего пятеро. Специалисты не задерживаются из за отсутствия жилья. Нет своей лаборатории — все пробы приходится возить в столицу, это занимает дорогое время при отсутствии специалистов. Как и в других регионах области, да и по всей стране, эпидемиологи не могут похвастаться наличием хорошего транспорта, работают в приспособленном арендованном здании. Нет государственной поликлинической службы в поселке Косшы, вместо которой работает по госзаказу частная клиника. При этом, говорит Даметкен Ибрашевна, люди здесь живут хорошие, идут на контакт, умеют слушать и слышать, не отказываются выполнять требования медиков. Однако то, что целиноградцы устали от карантина, — факт, сомнений не вызывающий.
— Едем на автомобиле с рупором, транслируем объявление о правилах поведения и защиты от заболевания, — рассказывает Даметкен Ибрашевна. — Я вижу: какая-то женщина вышла к воротам своего частного дома, что-то говорит. Прошу остановить машину подхожу. Она: говорю, что все это надо было делать два месяца назад, а теперь уже поздно. Я объяснила, что она не права. Ведь если не работать сейчас, вирус начнет распространяться быстрее, многие люди пострадают. Когда так разговариваешь, люди соглашаются, относятся с пониманием.
На преодоление
Один из вопросов, решенных в районе за минувшую неделю, — разрешение работать непродовольственным магазинам и небольшим предприятиям общепита. Хозяева магазинов одежды, обуви, которые в режиме ЧП получили минимальную зарплату от государства, сейчас остались вовсе без доходов. Постановление, разрешающее в области открытие многих объектов и торговых точек, села Целиноградского района, где распространяется коронавирус, не затронуло. На встрече с медиками предприниматели резонно спрашивали: почему разрешено работать только продуктовым магазинам, в которые люди ходят чаще и где скапливаются большими группами? Чем кормить детей, если единственный доход — от бизнеса, закрытого уже который месяц? Собравшись на совещание с участием главного государственного санитарного врача области Айнагуль Мусиной, приняли решение пойти навстречу людям. С 22 мая в селах Косшы и Талапкер работают объекты общественного питания (до 15 посадочных мест), парикмахерские с одним рабочим местом, непродовольственные магазины площадью до 500 кв. м с 10 до 18 часов. Все это — при условии соблюдения усиленных санитарных и дезинфекционных норм.
Путем бесед и разъяснений решили и проблему отказов сдавать тесты на коронавирус: его по разным причинам не хотели проходить многие работники сферы услуг. Преодолели и другие трудности.
Даметкен Мухаметжанова отмечает, что работа в районе ведется очень организованно. Врачи, командированные из разных регионов, с коллегами Целиноградского управления контроля качества и безопасности товаров и услуг трудятся практически круглосуточно, постоянно находятся в контакте с полицейской службой, с акиматом и получают поддержку во всех начинаниях.
Кто похвалит санврача?
Даметкен Ибрашевна рассказывает, как непросто приходится эпидемиологам, работающим в Целиноградском районе: «Есть ощущение военного положения». Порой они забывают о еде и отдыхе, а построенные поздно вечером планы работы с раннего утра перечеркиваются очередными положительными результатами на COVID-19: значит, снова нужно в считанные часы провести эпидемиологическое расследование, найти и поместить в карантин всех контактных, оформить документы. А расследования не всегда бывают простыми. В одном из случаев в Аршалынском районе заболела женщина, положительные пробы также были у ее подруги с сыном, которые приходили в гости к заболевшей. Женщины беседовали, а мальчик играл во дворе с детьми из соседних домов. И этих детей, контактировавших с заболевшим мальчиком, пришлось искать… по кличкам! Врачи со своей задачей справились, установили всех девятерых ребят…
— Вообще у нас сложная работа, — говорит Даметкен Ибрашевна. -Со стороны кажется, что мы только мешаем своими проверками. На самом деле, как дом приводят в порядок к приходу гостей, так и перед нашими проверками приводятся в порядок объекты, документация, отрабатывается соответствие правилам самых разных показателей. Правда, все равно иногда обидно, что санврачам не говорят «спасибо», не воспринимают наш труд как добродетель, а подчас смотрят с опаской.
Когда страх на пользу
Между тем, как отмечают работающие в Целиноградском районе врачи, именно в этом регионе — одном из немногих в области — как раз присутствует настороженность в отношении вируса. Связано это, скорее всего, с так называемым «законом ближнего круга», который гласит, что сила влияния людей друг на друга прямо пропорциональна степени их социальной близости. Это значит, что мы верим в опасность вируса, только если тяжело болеет им тот, кого мы близко знаем. В Целиноградском районе заболевших достаточно много, у каждого есть круг общения — друзья, знакомые и родственники. Потому и тревожность довольно высокая.
Иногда даже слишком. Когда на подворовой обход приходит врач, жильцы начинают выспрашивать, в каких домах и каких квартирах есть заболевшие, чтобы обходить эти районы стороной. Такую информацию врачи, конечно, не имеют права разглашать. И снова убеждают: носите маски в помещениях, даже в собственном подъезде: до вас там мог пройти и покашлять больной человек; мойте руки и обрабатывайте их антисептиком: вирус долго живет на поверхностях; соблюдайте дистанцию: человек рядом с вами может быть болен бессимптомно.
В районах, где заболевших нет, а также в областном центре ситуация совершенно другая.
Приехав в свой Буландынский район, замечаешь контраст.
— Я вижу у нас в Макинске, что люди не все остерегаются, и поэтому многие не носят маски, не соблюдают дистанцию в магазинах, — рассказывает Даметкен Ибрашевна. — Такая же ситуация и в других регионах области, где не зарегистрированы случаи COVID-19: жители даже в автобусах ездят без масок и перчаток. С одной стороны, это можно понять: когда тебя постоянно пугают волком, ты перестаешь воспринимать угрозу всерьез. Но с другой — это очень опасный признак, который легко может обернуться очередной вспышкой инфекции. Я как санитарный врач-эпидемиолог могу уверенно сказать: не бывает пандемии, которая заканчивается за два месяца. Вирус будет присутствовать в нашей жизни не меньше полутора-двух лет и более. Поэтому, несмотря на открытие многих объектов и на то, что карантин смягчается, необходимо прежде всего беречь себя и близких. Это однозначно!
Владислава КОКОРИНА.
* * *
На недавней конференции в Региональной палате предпринимателей «Атамекен» главный санитарный врач области Айнагуль Мусина отметила, что продавцы магазинов, увидев посетителя без защитной маски, могут вызывать полицию. Нарушитель будет привлечен к ответственности за нарушение общественного порядка.
Было также отмечено, что на прошлой неделе в регионе был превышен эпидемиологический порог, позволяющий смягчить карантинные меры. До 29 мая, как подчеркнула Мусина, никаких послаблений не будет.