Нурлан Жаров — о коронавирусе, инновациях и планах на будущее

Здравоохранение
Гость номера
Более 23 тысяч пациентов ежегодно, 230 лучших в регионе докторов, современные технологии и уникальные операции, солидные достижения и амбициозные планы на будущее. Все это — Многопрофильная областная больница Акмолинской области.

Как повлияла на жизнедеятельность крупнейшей больницы региона пандемия коронавируса? Каких плюсов ждут врачи от внедрения обязательного медицинского страхования? Какие инновации появились в больнице в последнее время? Когда в МОБ появится новый томограф и завершится строительство новой онкологической поликлиники? Обо всем этом мы беседуем с директором многопрофильной областной больницы Нурланом Жаровым.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПЛЮС ОПТИМИЗАЦИЯ

Нурлан Каирович, не так давно областная больница пережила достаточно большое потрясение, объединившись с другими медицинскими организациями области. Скептики тогда утверждали, что это слияние никому не пойдет на пользу. Какие выводы можно сделать сегодня?

— Реорганизация была проведена почти два года назад. Тогда в рамках реализации стратегического плана Министерства здравоохранения четыре медицинские организации региона — перинатальный центр, онкологический и дерматовенерологический диспансеры и облбольница — были объединены в Многопрофильную областную больницу. Такая реорганизация сейчас проводится повсеместно в нашей республике. И направлена она, в первую очередь, на создание, если можно так выразиться, «пациентоориентированных» больниц. Это значит, что теперь, обращаясь за помощью, можно получить консультации всех специалистов, не переходя из больницы в больницу. Это можно описать на примере системы родовспоможения и детства. Когда возникают сложные критические ситуации у беременных женщин или рожениц, требуется дополнительная диагностика или консультация узких специалистов, нет необходимости обращаться в разные лечебные учреждения. Вся необходимая помощь оказывается в рамках одной больницы, где имеется все необходимое диагностическое оборудование и сосредоточены специалисты всех профилей.

—  А самой больнице и коллективу это принесло какие-то плюсы?

—  Могу отметить, что объединение не отразилось на клинических отделениях и медицинских кадрах. Однако сегодня уже заметен экономический эффект от проведенной оптимизации: мы сократили административный персонал, объединены дублирующие службы — аптеки, пищеблоки, прачечные, лаборатории. Есть и другие плюсы: улучшилось взаимодействие между отделениями, отработаны общие подходы к лечению. Сегодня наша больница обслуживает порядка 23 тысяч пациентов ежегодно, это очень внушительное число. У нас трудится 1550 сотрудников — более 230 докторов, 650 средних медработников, младший персонал. Мы оказываем консультативную, диагностическую помощь районным больницам, наши специалисты выезжают, используя санавиацию, в регионы области, и самые тяжелые больные из регионов тоже поступают к нам. Сегодня наша больница — медицинская организация третьего уровня, в которой оказываются все виды высокоспециализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, которых нигде в области больше нет.

ПАНДЕМИЯ КАК ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ

Тема номер один сегодня — конечно, пандемия. Как коронавирус повлиял на работу крупнейшей в области больницы?

— Конечно, повлиял очень сильно. Наши специалисты, как и многие медицинские работники, оказались на передовой еще в начале марта. Тогда буквально в течение одного рабочего дня мы открыли на базе кожвендиспансера провизорный госпиталь для наблюдения за пациентами, приехавшими из-за рубежа, из очагов инфекции, у которых к тому же были клинические проявления, не исключающие наличие коронавируса. Сейчас этот госпиталь закрыт, необходимости в нем нет. Также в нашем ведомстве находится карантинный госпиталь, открытый на базе Кокшетауского высшего медицинского колледжа, там работа продолжается до сих пор. За март и апрель через эти два госпиталя прошли около 500 пациентов, там работали около сотни наших сотрудников. Нужно сказать, что свой долг они выполнили на высоком уровне. Для нас же, как для руководства клиники, первоочередной задачей было не допустить заражения персонала. Для этого мы обеспечили достаточным количеством средств защиты — противочумными костюмами, масками, защитными очками, дезинфицирующими средствами. Оборудовали «чистые» и «грязные» зоны: медики, перемещаясь из одной зоны в другую, должны были пройти через шлюз, в определенной последовательности надеть костюм и средства защиты, и только после этого начинать работу в «грязной» зоне. За соблюдением всех норм следили эпидемиологи: важно не заразиться самим, не заразить своих коллег и домочадцев. Считаю, что нам это удалось: ни одного случая заражения медицинских работников у нас не допущено.

—  Работа в таком закрытом стационаре наверняка была непростой и с психологической точки зрения…

— Конечно, были сложности. К тому же, пациенты бывают разные. Один хочет курить, другому не нравится еда, третий пронес в стационар спиртное, у четвертого ребенок капризничает. А ведь были еще пожилые люди и инвалиды из центра «Шапағат», в котором случилась вспышка инфекции… С нашими врачами и медсестрами постоянно работали психологи, порой их помощь была очень кстати. Но в целом со своей задачей все справились прекрасно, за это хочется сказать спасибо всем нашим сотрудникам.

—  Есть статистика, говорящая о серьезном росте общей смертности в странах, где наиболее тяжелая ситуация с коронавирусом, как, например, Италия. Эксперты связывают это не столько с самим вирусом, сколько с карантином, когда пациенты не смогли попасть в стационар, не получили своевременное лечение и скончались от различных заболеваний. Как Вы считаете, у нас прошедшие в карантине месяцы покажут рост летальности?

— Думаю, что да. Во время строгих карантинных мер по всей области были выставлены блокпосты, введены ограничения приема в поликлиниках. У многих пациентов за это время обострились хронические заболевания, были и критические случаи. Плюс к этому во время карантина увеличилось число случаев домашнего насилия, попыток суицида… Сегодня прием в поликлинике нашей больницы уже открыт по предварительной записи, а также мы внедрили дистанционные консультации и виртуальные консилиумы по видео-конференц-связи. С их помощью консультируем пациентов из районов. Карантинные мероприятия смягчаются, но нужно понимать: полный возврат к обычной жизни будет происходить постепенно. Вирус от нас никуда не ушел, он присутствует в нашей жизни, возможны сезонные вспышки инфекции. Поэтому надо научиться жить, соблюдая все меры предосторожности. В нашей больнице, к примеру, мы проводим зонирование приемного покоя, оборудовав фильтр для тех, у кого есть проявления вирусной инфекции. Сотрудники приемного покоя работают в специальных костюмах, носят средства индивидуальной защиты. Сегодня это необходимость. Мы не можем допустить, чтобы вирус, появившись в приемном покое, был занесен в стационар. Иначе, если мы закроемся на карантин — кто будет оказывать помощь? Риски очень высокие. Это нужно понимать каждому, и медику, и пациенту.

ОСМС: ПЛЮСЫ ОЧЕВИДНЫ

Ситуация с коронавирусом отодвинула на второй план другие важные вопросы здравоохранения, к примеру, медицинское страхование. В начале года, когда система запускалась, говорилось о том, что она поможет увеличить объемы финансирования отрасли. Эти надежды сбылись?

— Да, вы правы. Система ОСМС была введена после долгой, фактически десятилетней подготовки с целью увеличить финансирование сферы здравоохранения, улучшить доступность и повысить качество медицинской помощи. Дело в том, что потребность в медицинской помощи ежегодно растет. Все мы хотим получать медицинскую помощь высокого уровня, как в развитых странах. Но внедрение высоких технологий в медицине, закуп нового оборудования, расходных материалов, обучение специалистов — все это требует значительных финансовых вливаний. И только из одного государственного бюджета эти вливания не обеспечить. Поэтому считаю, что внедрение медицинского страхования было и уместным, и своевременным. К тому же эта система предполагает расширение спектра бесплатных медицинских услуг. То есть если раньше МРТ, компьютерная томография, ПЦР-диагностика и другие дорогостоящие методы лечения и диагностики предоставлялись бесплатно только некоторым категориям пациентов, то сегодня для участников системы они бесплатны. Достаточно лишь соблюдать правила: прикрепиться к поликлинике, встать на учет со своим заболеванием, посещать участкового врача. Это что касается плюсов для пациентов. Для медицинских организаций главный плюс — конечно же, увеличение их бюджета. Могу сказать, что на сегодняшний день финансирование нашей больницы в рамках ОСМС увеличилось на 25-30%, надеемся, что в будущем вырастет еще.

—  Это увеличение финансирования скажется на коллективе?

— Конечно, в первую очередь хотелось бы добиться того, чтобы наши сотрудники, отдающие себя полностью работе, «пропадающие» на дежурствах, выезжающие в районы санавиацией, не спящие ночей, — придя домой, не чувствовали недостатка в финансах. Над этим мы тоже работаем. В этом году по поручению Главы государства мы повысили зарплату на 30% врачам, на 20% — медсестрам. Сейчас, во время карантина, даже если стационары не были полностью заполнены, мы не стали отправлять сотрудников в неоплачиваемые отпуска. Конечно, организация понесла дополнительные незапланированные затраты, связанные с пандемией, с закупкой средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств и прочего, однако это означает лишь то, что остаток года будем трудиться, засучив рукава. Главной задачей для нас в системе ОСМС становится освоение выделенных финансовых средств и обеспечение населения качественной медицинской помощью. Дело в том, что в системе медстрахования упор делается на профилактику заболеваний — своевременные скрининги, медицинские осмотры, плановое лечение. Сейчас же больше половины пациентов, попадающих к нам в больницу, — экстренные.

Это больше вопрос ответственности самих пациентов, наверное? Мы же всегда ждем, когда нас «прижмет», прежде чем пойти к врачу…

—  Да, ответственность пациентов за свое здоровье — это очень важно. Вообще, такой акцент на профилактику я считаю самым правильным. Если раньше медицина все время искала новые способы лечения уже приобретенных болезней — изобретались новые технологии, инновации, придумывались новые способы оперативных вмешательств, новые лекарства,-то теперь во всем мире акцент делается на то, чтобы болезнь предупредить. Для этого не нужны какие-то особенные усилия. Просто нужно стараться придерживаться принципов здорового образа жизни, регулярно посещать своего врача, проходить скри-нинговые обследования и медосмотры. Ведь если человек ведет нездоровый образ жизни, употребляет спиртное, курит, не обращается вовремя к врачу, то зачастую, когда он попадает к нам уже с тяжелыми осложнениями, помочь ему гораздо труднее…

ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

—  Вы упоминали о необходимости развивать высокотехнологичные виды помощи. Знаю, что эта работа шла в областной многопрофильной больнице и до внедрения ОСМС…

— Да, это так. За последние годы в нашей больнице открыто отделение сосудистой хирургии, которое очень востребовано в нашем регионе. В больнице проводятся высокотехнологичные операции по восьми специальностям: это и кардиохирургия, и ангиохирургия, и ортопедия, и онкология, и нейрохирургия, травматология, урология, рентгенэндоваскулярная хирургия. Внедрены операции на сосудах шеи (каротидная эндартерэктомия), которые позволяют восстановить кровоснабжение сосудов шеи и избежать инсульта… Мы регулярно проводим мастер-классы с привлечением специалистов из ближнего и дальнего зарубежья, после которых начинаем применение освоенных технологий. Сегодня уже полным ходом в больнице проводятся рентгенэндоваскулярные вмешательства — это так называемые малоинвазивные операции, без больших разрезов. Они позволяют эффективно лечить, к примеру, аденому предстательной железы или миому матки: специальный проводник подводится к опухоли через бедренный сосуд, и врач, наблюдая за процессом на экране монитора, закупоривает артерию, питающую сосуды миомы. Как результат — она регрессирует. Планируем внедрить такой же способ лечения онкологических заболеваний: если обычно химиопрепараты вводятся пациенту внутривенно и влияют на состояние всего организма, то сейчас доступна технология введения этих препаратов непосредственно в опухоль, точечно. Токсический эффект такого вмешательства для пациента гораздо меньше.

О планах на будущее в свете последних событий в мире спрашивать как-то неловко, в любые планы жизнь может внести кардинальные корректировки…

—   Для нас важно стабильное функционирование коллектива многопрофильной больницы, несмотря на эпидемию вируса. Поэтому все планы, намеченные на этот год, должны быть осуществлены. Буквально в конце 2019 года наша больница успешно прошла независимую национальную аккредитацию — это признание нашего соответствия национальным медицинским стандартам. Мы полностью перешли на безбумажный документооборот. Есть большие планы по внедрению новых технологий, это касается и очередных мастер-классов, они будут проведены, как только появится возможность выезжать и приглашать к себе специалистов.

Немало планов и по развитию больницы в целом. Начался капитальный ремонт четырехэтажного гинекологического корпуса перинатального центра — здания 1966 года постройки, которое капитально не ремонтировалось ни разу. При поддержке акимата Акмолинской области будет поставлен МРТ-аппарат, думаю, в сентябре он уже будет работать.

Также на этот год запланирована реконструкция нашего отделения неотложной помощи — приемного покоя. Оно уже давно работает по триаж системе, то есть, используя алгоритм разделения пациентов по потокам, в зависимости от того, насколько срочно необходимо оказать помощь. Теперь мы хотим эти потоки разделить, чтобы машины «скорой помощи» с пациентами, у которых есть угроза жизни, заезжали под специальный навес, и, минуя все коридоры, доставляли экстренных больных сразу в противошоковую палату. Кроме этого, за счет средств республиканского бюджета сейчас закупаем оборудование для детской реанимации новорожденных и взрослой реанимации. Появятся и новые кровати, и аппараты искусственной вентиляции легких, и системы медицинского газоснабжения…

Одно из больших мероприятий, которое мы планируем завершить в этом году- это ввод в эксплуатацию новой онкологической поликлиники, который планируется в третьем квартале текущего года. Не могу не сказать и о самом глобальном стратегическом проекте — строительстве новой областной многопрофильной больницы на 600 мест в новом микрорайоне Кокшетау. В настоящее время проект обсуждается в Министерстве здравоохранения.

Планы действительно амбициозные. Получится ли все реализовать?

— Думаю, что эпидемия коронавируса пойдет на спад, и все задуманное будет осуществлено. Этот вирус, внезапно возникнув и распространившись на весь мир, во всех странах обозначил слабые места во многих отраслях, в том числе и в медицине. Но благодаря этому стали ясны и пути для дальнейшего развития. В своем недавнем выступлении Глава государства Касым-Жомарт Токаев сказал о том, что нужно обратить особое внимание на медицинские организации, о необходимости высокотехнологичного, согласно мировым современным стандартам, оснащения, об обучении кадров, о расширении телемедицины и применении дистанционных консультаций посредством интернет-связи, а также о модернизации санитарно-эпидемиологической службы. Все это правильно, мы полностью поддерживаем необходимость изменений, озвученных Главой государства. Что же касается отношения к медицинским работникам, роста оплаты труда и повышения престижа профессии, то и в этом отношении в последние несколько лет ситуация серьезно меняется к лучшему. Уверен: так будет происходить и дальше.

Спасибо за беседу.

Владислава КОКОРИНА.

Читайте также