Школа потребителя
Рынок пластиковых окон сейчас весьма разнообразен: десятки производителей, конструкций, оконных профилей и стеклопакетов; отличающиеся цены, эксплуатационные характеристики. Как потребителю сделать правильный выбор, как определить, какие изделия подойдут лучше?
Критерии выбора пластиковых окон достаточно просты. В первую очередь необходимо ознакомиться с фирмой, предлагающей продукцию. Она же зачастую берет на себя и установку окон. В наше время существует отличный способ проверить практически любую компанию на добросовестность — изучить информацию о ней в поисковых системах интернета. Она должна иметь на рынке положительную репутацию, желательно опыт работы несколько лет, сертификаты соответствия качества на всю продукцию, санитарно- эпидемиологические заключения, а также сертификаты пожарной безопасности.
И здесь надо понимать, что надежная фирма, которая продает и устанавливает пластиковые окна, всегда предоставляет на изделия долгосрочную гарантию, в том числе и на монтажные работы. В этот период фирма обязуется оказывать указанные в договоре сервисные услуги по ремонту или, при необходимости, замене стеклопакетов и фурнитуры.
Договор, в котором указывается все до мелочей, — это один из главных критериев выбора той или иной фирмы. Причем в договоре, кроме гарантийных обязательств, должна быть указана цена, чтобы в нем отсутствовало право поставщика увеличивать цену в случае необходимости приобретения дополнительных строительных и расходных материалов. И, конечно же, вы должны получить свой экземпляр договора после его подписания. Если компания не заключает договор, не дает гарантий, то это, как минимум, должно насторожить потребителя. Лучше таких поставщиков обойти стороной.
Второе: качество пластиковых окон. Чтобы не прогадать с выбором, следует обязательно учесть, что пластиковые окна должны обладать такими свойствами, как хорошая защита от шума, высокие теплоизоляционные характеристики, при необходимости ограждать от излишка солнечных лучей. В последнем случае целесообразно покупать стеклопакеты с зеркальными или просто темными, тонированными стеклами.
За счет своей герметичности пластиковые окна не пропускают в помещение воздух. Именно для этих случаев в них предусмотрена дополнительная функция — щелевое проветривание. Если бюджет позволяет, то можно заказать пластиковые окна со специальным приточным устройством для вентиляции. Также при выборе окон уточните у фирмы: устанавливают ли они приточный клапан на наружной стене.
Если вы часто отсутствуете дома или живете на нижних этажах, есть смысл выбрать окна, способные предотвратить проникновение незваных гостей. Для этих целей подойдут пластиковые окна с широким профилем, специальной защитной фурнитурой и триплексным стеклом, которое весьма проблематично разбить. Естественно, такие окна будут дороже стоить, но они того заслуживают.
Важно знать, что эксплуатационные качества пластикового окна во многом зависят и от оконной фурнитуры: окна должны открываться без каких-либо усилий, уплотнитель — плотно прилегать к створке, ручки не должны расшатываться со временем. Если обнаружилось, что установленные окна ненадлежащего качества, в соответствии с Законом РК «О защите прав потребителей», вы имеете право защитить свои права одним из следующих способов: потребовать заменить некачественное окно на другое за счет продавца (изготовителя); оставить себе некачественное окно, но вернуть часть денег; или вернуть некачественные окна продавцу (изготовителю) и получить назад свои деньги.
Если фирма нарушила правила установки окон, вы можете потребовать устранения выявленных недостатков за счет продавца. Если продавец нарушил сроки установки окон — вправе потребовать финансовую компенсацию в размере определенного процента от стоимости монтажа за каждый день просрочки, если, конечно, этот пункт «Права и обязанности сторон» прописан в вашем договоре.
Чтобы защитить свои права на практике, необходимо направить письменную претензию руководителю фирмы, где в произвольной форме следует указать суть претензии, а также описать желаемый способ достижения соглашения.
Обращение должно быть не устным, а письменным, чтобы вы могли доказать, что обращение было! Оно должно быть зарегистрировано, желательно, чтобы стояла подпись представителя, который принял претензию.
На основании статьи 22 Закона РК «О защите прав потребителей», если в течение 10 календарных дней фирма не даст ответа на претензию, потребитель, в соответствии со статьей 8 Гражданского процессуального кодекса РК, имеет право в установленном законом порядке обратиться с исковым заявлением за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в суд.
Обратиться в суд вы можете как самостоятельно, так и с помощью общественных объединений по защите прав потребителей. Иски, направляемые общественными объединениями потребителей, в интересах потребителей государственной пошлиной не облагаются.
При необходимости департамент готов предоставить контакты общественных объединений либо оказать содействие в подготовке проекта претензии. В случае возникновения дополнительных вопросов звоните: 8 (7162) 505122.
Светлана ЗАНЕГИНА,
руководитель облдепартамента по защите прав потребителей.