Владей, но… на законных основаниях
Вопросам земли и землепользования в любом государстве всегда придается особое значение. От того, в каком состоянии она находится, насколько эффективно используются ресурсы ее недр, в определенной степени зависит экономическое и политическое положение страны.
Поэтому законодательство Республики Казахстан четко регламентирует все земельные отношения. В частности, любые действия лица, которые свидетельствуют о фактическом использовании или намерении использовать земельный участок до получения права собственности или землепользования — являются самовольным занятием земельного участка.
К самовольному занятию земельного участка также относятся действия собственника (арендатора), направленные на расширение границ своего земельного участка путем самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного ему участка.
На практике в нарушение данных требований закона отдельные лица до получения идентификационного документа на земельный участок и нанесения границ на местности, имея на руках лишь положительное решение земельной комиссии (не является правоустанавливающим документом), осуществляют деятельность на земельном участке — строительство, земляные работы — тем самым нарушая нормы действующего земельного законодательства.
Самовольное занятие земельного участка, иными словами «самозахват земли» — одно из основных правонарушений в сфере земельных отношений, за которое предусмотрена административная ответственность.
Согласно статье 136 (нарушение права государственной собственности на землю) Кодекса РК «Об административных правонарушениях», незаконное занятие или обмен государственных земельных участков либо совершение других сделок, в прямой или косвенной форме нарушающих право государственной собственности на землю, а также несвоевременный возврат временно занимаемых государственных земель, влекут штраф для физических лиц в размере семидесяти пяти месячных расчетных показателей.
В то же время на основании п.2 ст. 164-1 Земельного кодекса РК истребование самовольно занятого земельного участка из состава земель, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется местными исполнительными органами по месту нахождения земельного участка.
Незаконный владелец обязан освободить самовольно занятый земельный участок в течение тридцати календарных дней с момента применения мер взыскания, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, и осуществить снос строения, возведенного (возводимого) на таком участке, самостоятельно либо за свой счет, кроме случаев, предусмотренных гражданским законодательством Республики Казахстан.
Во избежание случаев самовольного занятия земельных участков и незаконного строительства без правоустанавливающих документов гражданам РК необходимо придерживаться норм действующего законодательства при приобретении и использовании земельных участков.
Гулим КЕНЖЕГАРИНОВА,
главный специалист областного управления земельных отношений.
Разрешение на проведение изыскательских работ
Для проведения геологических, геофизических, поисковых, геодезических, почвенных, геоботанических, землеустроительных, археологических, проектных и других изыскательских работ необходимо получить специальное разрешение. Данную процедуру регламентирует статья 71 Земельного кодекса Республики Казахстан от20 июня 2003 года.
Разрешение на использование земельных участков для проведения изыскательских работ, с указанием срока его действия выдают районные, городские исполнительные органы, а для проведения работ на пашне, улучшенных сенокосах и пастбищах, на землях, занятых многолетними насаждениями, а также на землях особо охраняемых природных территорий и землях лесного фонда — местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы.
Срок оказания данной государственной услуги со дня сдачи пакета документов — 10 (десять) рабочих дней.
Результат оказания государственной услуги — постановление о выдаче разрешения на использование земельного участка для изыскательских работ, либо мотивированный отказ в оказании государственной услуги.
Государственная услуга физическим и юридическим лицам оказывается бесплатно.
Перечень документов, необходимых для оказания государственной услуги при обращении услугополучателя (либо уполномоченного представителя: юридического лица по документу, подтверждающему полномочия; физического лица по нотариально заверенной доверенности):
1) заявление;
2) документ, удостоверяющий личность (требуется для идентификации личности);
3) план (схема) участка проведения изыскательских работ;
4) копия задания на выполнение изыскательских работ.
Необходимо отметить, что действие статьи 71 Земельного кодекса РК не распространяется на проведение изыскательских работ при осуществлении операций по разведке полезных ископаемых и геологическому изучению. Так, глава 7 Земельного кодекса РК Законом РК от 27.12.2017 г. № 126-VI дополнена новой статьей 71-1, согласно которой недропользователи, осуществляющие операции по разведке полезных ископаемых или геологическому изучению на земельных участках, находящихся в частной собственности или землепользовании, могут проводить необходимые работы на таких участках на основании частного или публичного сервитута. Установление местными исполнительными органами публичных сервитутов не относится к государственной услуге.
Трансформация сельскохозяйственных угодий
Согласно статье 98 Земельного кодекса РК, необходимость перевода (трансформации) сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой обосновывается природными факторами, экономической целесообразностью дальнейшего их использования в составе других земельных угодий.
Основанием для перевода сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой могут стать ходатайство собственника земельного участка или землепользователя, поданное в исполнительные органы по месту расположения земельного участка, а также инициатива самого местного исполнительного органа.
Решения по переводу неорошаемой пашни в менее ценные виды сельскохозяйственных угодий и менее ценных сельскохозяйственных угодий в более ценные принимает районный (городской) исполнительный орган.
Материалы по переводу сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой согласовываются с районными органами сельского и водного хозяйства.
При этом в случае перевода орошаемых земель в неорошаемые, неорошаемой пашни в другие менее ценные виды сельскохозяйственных угодий — согласовываются с областными органами сельского и водного хозяйства, охраны окружающей среды.
Основаниями для перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные являются:
для пашни — несоответствие агропроизводственных почвенных характеристик земель их фактическому использованию, высокий уровень загрязненности токсичными веществами;
для многолетних насаждений — предельный возраст насаждений, их изреженность, неудовлетворительный породный состав, неблагоприятные почвенно-мелиоративные характеристики земель;
для сенокосов — опустынивание земель, вырождение луговой растительности, ухудшение мелиоративного состояния земель;
для пастбищ — сбитость.
При переводе орошаемых земель в неорошаемые помимо учета вышеперечисленных факторов учитываются потеря связи с источником орошения, водонеобеспеченность, техническое состояние внутрихозяйственных оросительных систем, а для земель лиманного орошения — прекращение затопления вследствие перераспределения стока или отсутствия водных ресурсов, техническое состояние сооружений.
Выдача разрешения на перевод сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой является государственной услугой в соответствии с приказом министра национальной экономики Республики Казахстан «Об утверждении стандартов государственных услуг в сфере земельных отношений» от 27 марта 2015 года № 271.
Услуга оказывается бесплатно физическим и юридическим лицам в течение 30 (тридцати) календарных дней.
Перечень необходимых документов для получения государственной услуги установлен вышеуказанным стандартом.
Гульжан ДОМАНОВА,
главный специалист управления земельных отношений.
Предоставление земельного участка для строительства объекта в черте населенного пункта
Государственная услуга «Предоставление земельного участка для строительства объекта в черте населенного пункта» оказывается местными исполнительными органами областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, районов и городов областного значения, акимами городов районного значения, поселков, сел, сельских округов (далее — услугодатель).
Прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляются через веб-портал электронного правительства: www.egov.kz.
Форма оказания государственной услуги: электронная.
Результатом оказания государственной услуги является решение услуго-дателя о предоставлении права землепользования на земельный участок с приложением земельно-кадастрового плана либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги.
Основаниями для отказа в оказании государственной услуги являются:
— установление недостоверности документов, представленных услугополу-чателем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них;
— в отношении услугополучателя имеется вступившее в законную силу решение суда, на основании которого услугополучатель лишен специального права, связанного с получением государственной услуги;
— несоответствие услугополучателя и (или) представленных материалов, данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги, требованиям, установленным земельным законодательством РК.
В случае несогласия с результатами оказания государственной услуги услугополучатель может обратиться с жалобой в уполномоченный орган по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг, подлежащей рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.