Отец мало рассказывал о войне. Когда мы, его дети, стали взрослыми, и вся наша большая семья на День Победы традиционно собиралась за дастарханом в отчем доме, родители урывками рассказывали о том тяжелом времени.
Из-за войны не успев окончить среднюю школу в Степняке, он вернулся в родной аул Амандык Чкаловского района. Почти все военнообязанные мужчины были на фронте, оставались только старики, женщины и дети. Возглавить местную власть оказалось некому и 17-летнему Балташу Сеитову поручили исполнять обязанности секретаря сельского совета. Ответственность огромная — на территории совета четыре колхоза. Но юноша начал работать. Самым тяжелым оказалось быть в роли «черного вестника» — вручать вдовам и родственникам погибших на фронте «похоронки»…
В августе 1942 года вместе с девятью одноклассниками он сам добровольцем ушел на фронт. Более месяца состав с призывниками шел до Свердловска, по пути эшелон пополнялся новобранцами-сибиряками. Через пару месяцев обученных азам военного дела ребят перебросили под Ленинград на Волховский фронт, впоследствии переименованный в Ленинградский…
Балташ Сеитов участвовал в обороне города на Неве, «Дороге жизни» через Ладожское озеро. После их полк оказался в Прибалтике, за что подразделению было присвоено звание «Рижский». Затем была Белоруссия, в начале 1945-го вступили на территорию Польши.
В составе первого Белорусского фронта, впоследствии 3-го Украинского, 105-й Рижский полк форсировал реку Одер. А 28 апреля 1945-го вел бои на улицах Берлина.
— На всех домах, балконах и окнах вывешивались белые флаги в знак капитуляции, — вспоминал отец. — Затем настал незабываемый День Победы с салютами в честь разгрома врага…
Отец принимал участие в охране церемонии подписания акта о капитуляции Германии маршалом Г. Жуковым и фельдмаршалом Кейтелем, видел их воочию и с волнением рассказывал о своих впечатлениях. После Дня Победы охранял и участников Потсдамской конференции. Полк после капитуляции врага остался в Берлине и наводил порядок.
За взятие Берлина 105-й Рижский полк был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды за штурм Рейхстага.
Еще долгих пять лет Балташ Сеитов служил в поверженной столице рейха.
«Прочесывали» подвалы, чердаки многоэтажек, вступали в схватки с остатками фашистских сил. Во время одной операции по «зачистке» отцу удалось взять в плен переодетого немецкого адмирала генштаба, который хотел сбежать в американскую зону. Об этом событии писала армейская газета «Сталинский воин» 25 мая 1945 года. Газетная вырезка бережно хранится в нашем семейном архиве. В этом же альбоме фотографии отца с боевыми товарищами, немало снимков улиц Берлина. Подразделение, в котором служил отец, будучи в Белоруссии, Германии, Польше, участвовало в уничтожении бандформирований националистов, диверсантов.
Суровые будни послевоенной службы скрашивали ежегодные поездки в Москву, где он участвовал в соревнованиях по стрельбе. Немало призов и за первые места привозил в родной полк сержант-снайпер из Кокшетау, но запомнившейся наградой стало ружье-двустволка 16 калибра немецкой фирмы «Зауэр».
В 1950 году отец демобилизовался и вернулся домой, где ждала его мать (деда уже не было). Девушка, которая ждала его целых восемь лет — наша будущая мама Раш Саниевна.
Родители работали в Чкаловском райкоме партии. Отец окончил Высшую партийную школу, работал третьим, вторым секретарем Чкаловского райкома партии, около пятнадцати лет заведовал административным и финансово-торговым отделом Кокчетавского обкома партии.
Отец наш был награжден орденами «Отечественной войны» I степени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Белоруссии», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За ратную доблесть», в мирное время медалями СССР и КазССР. Среди его наград: ордена Трудового Красного Знамени, «Знак почета» (три), «Құрмет», многочисленные медали независимого Казахстана. Имел знаки «Отличник Погранвойск КГБ СССР», 1-й разряд по стрельбе, был почетным гражданином г. Кокшетау. Он — участник торжественного парада в Москве в честь 60-летия и 65-летия Победы.
До последних дней Балташ Сеитов активно участвовал в воспитании подрастающего поколения.
Добавлю, что в прошлом году внучка аксакала Асема Сеитова, которая живет и работает в Праге, посетила Германию. Будучи в Рейхстаге, нашла в архиве наградной лист на Сеитова Балташа Умаровича о представлении его к ордену Красной Звезды, подписанный 27 мая 1945 года. Увы, отец ушел в мир иной, так и не узнав об этой награде…
Тулеген КОШЕГУЛОВ.
Фото автора и из семейного архива.