Цифровизация
Человек привыкает к устоявшимся традициям, и любые изменения, выход из зоны комфорта всегда немного пугают нас. Но стоит ли бояться? Ведь время показывает, что все современные технологии, методы и подходы придуманы и созданы ради нашего удобства. Все они, на самом деле, практичны и действенны.
В конце XVIII века в Европе впервые появились попытки обучения «на расстоянии». Студенты принимали весь учебный материал по почте, могли вести переписку с преподавателями, и называлось это «корреспондентским обучением». Тогда и подумать не могли, что сегодня обучение «на расстоянии» станет одним из современных трендов в образовании.
Дистанционное обучение сегодня — это взаимодействие учащихся и учителя между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Об основных преимуществах дистанционного обучения долго говорить не нужно: это мобильность и удобство, экономия средств и времени. И этот формат стремительно набирает обороты в своем развитии. Школьники, студенты и даже работающие люди, которые хотят повысить свой уровень знаний, обучаются удаленно. Это открывает большие возможности: вы можете одновременно работать и получать образование в любой стране мира. На сегодняшний день мировыми лидерами по предоставлению электронного образования стали США и Канада, страны Азии, а также Великобритания, Германия, Франция.
Ситуация с пандемией опасного вируса в мире дала еще раз понять, как важны инновационные подходы в обучении. Сейчас миллионы детей, сидя дома, получают предметные знания, смотрят видеоуроки, исследуют материал, выполняют письменные работы. Благодаря множеству интернет-платформ учителя совместно с учениками и родителями могут выбрать наиболее подходящую для себя среду обучения. Самые популярные в нашей стране — bilimland, kundelik.kz, daryn.online и другие. На отечественных телеканалах транслируют видеоуроки, создаваемые согласно расписанию по государственному общеобязательному стандарту образования.
Педагогические работники всей страны интенсивно работают со своими учениками. Самое главное для учителя — чтобы ученик усвоил материал и сумел применить эти знания в дальнейшем. При обучении на расстоянии учителям необходимо правильно разработать урок: учесть сокращенное время обучения; выдать доступный материал по изучаемой теме; предоставить выбор ресурсов для обучения; проверить домашнее задание; осуществить обратную связь; отметить данные в электронном дневнике.
К сожалению, не все педагоги были готовы перейти на удаленное обучение, и одна из основных причин — отсутствие умения пользоваться интернет-платформами, такими, как, например, Zoom. Установить контакт и взаимодействие с учениками на расстоянии — задача не из простых. По этой причине в начале работы всегда будут сложности. Однако, если набраться терпения и сил, результат порадует.
Самая большая нагрузка при дистанционном обучении ложится на учеников. Они привыкли обучаться совместно с учителем и одноклассниками, и перестроиться детям не всегда просто. Но нужно отметить, что современные школьники отлично ориентируются в любых электронных устройствах. Это сегодня облегчает им учебу.
Во время удаленного учебного процесса ученику необходимо: своевременно изучать новый материал; выполнять письменные и практические работы; внимательно слушать указания учителя; использовать дополнительные источники информации; выполнять домашние задания; анализировать полученные знания и при необходимости изучать дополнительно определенную тему.
Третья сторона обучения — родители, которые совсем не готовы к обучению детей дома. Порой родителям сложно ориентироваться в учебной программе своих детей, ведь сейчас подходы и методы в образовательном процессе шагнули далеко вперед. Перед родителями сегодня тоже стоит ряд непростых задач: создать все условия эффективного обучения для своего ребенка; создать благоприятную атмосферу в доме для продуктивного обучения (не отвлекать ребенка во время учебного процесса, следить за режимом дня и т. п.); при необходимости помочь ребенку при выполнении домашнего задания; просматривать электронный дневник; контролировать соблюдение ребенком правил техники безопасности при работе с компьютером, планшетом или смартфоном.
Итак, мы рассмотрели три стороны дистанционного обучения: учитель, ученик и родители. Нет сомнений, что для более эффективного обучения на расстоянии нужно время. В нашей стране не все дети морально готовы к удаленному обучению, у некоторых нет средств, необходимых для интерактивного обучения. Поэтому всем нам нужно время, аппробация разных платформ и практика в использовании разнообразных программ. Это даст нам всем опыт, необходимый для развития дистанционного образования в стране в будущем. А новый уровень качества дистанционного обучения позволит нам воплотить мечту об обучении на протяжении всей жизни, даст возможность учиться всегда: будучи и школьником, и учителем, и сотрудником, и руководителем.
Диана АУБАКИРОВА,
учитель информатики Республиканского учебно-оздоровительного центра «Балдаурен».