Так формируется характер

Стать председателем ОО «Русская община Акмолинской области» согласился не сразу. Я человек конкретный, предприниматель. Если мог помочь, и так помогал, — Александр Артеменко не скрывает своих сомнений. — Но решился. Семь лет прошло, не жалею. Жить стало сложнее, но интереснее. Главное — вижу, что все, что делаем, нужно людям.

Действительно, концерты, праздники, в организации которых «Русская община» принимает самое активное участие, жители города ждут, любят, идут на них и стар, и млад… Достаточно вспомнить Масленицу, Крещение… Причем, зародившись в славянской древности, в наших современных казахстанских реалиях они все больше приобретают характер интернациональный.

— А мы это только приветствуем. Рады, когда парни-казахи в крещенскую купель окунаются. Здесь не вопрос веры, а преодоления себя. Смогли, значит, могут попытаться от вредных привычек, если они есть, отказаться. И вообще «Русская община» — не только для русских. Работаем для всех, ради дружбы и мира, — твердо и убеждено говорит председатель этнокультурной организации. — У нас это и Уставе записано. Да и как иначе. Наши деды плечом к плечу воевали, на национальность никто не смотрел.

Александр Александрович, как, наверное, любой другой выросший в казахстанском селе паренек, может привести множество примеров того, как рождалась и крепла дружба между людьми. Если бы не друзья-казахи, то его «раскулаченного» в пору всеобщей коллективизации прадеда ждала если не смерть, то страдания в лагере. Подкоп в сарай, где его заперли, сделали друзья из соседнего казахского аула, они же помогли сбежать.

Жила семья Артеменко в красивых, священных местах Айыртау. Дверь в их доме не закрывалась, самовар не остывал. Друзья-казахи из Сырымбета могли заехать в любое время. Сыновья их, когда на водителей обучались, тоже у них жили.

— На сварщика учился, практику проходили в казахском ауле, — с улыбкой вспоминает Александр Артеменко. — Нас, конечно, кормили. Но молодые, на воздухе целый день… Есть хотелось. Так мы, как увидим апашку, аксакала на крыльце, подойдем: «Можно водички попить?». В итоге: чай, баурсаки, масло…

Время не бывает плохим или хорошим. Оно таково, каким его делают люди. Что там говорить, сегодня оно стремительнее, напряженнее, все чаще на смену теплому, искреннему слову приходят безликие смайлики. Поэтому так важна работа этнокультурных объединений, которые не в виртуальном пространстве, а «в режиме реального времени» возрождают, сохраняют бесценное наследие наших предков — традиции дружбы, взаимопонимания и взаимопомощи.

Общая история, общая судьба, общее будущее. Для Александра Артеменко — это не просто красивые и верные слова. А, без преувеличения, руководство к действию.

«Спасибо деду за Победу!». Тысячи молодых акмолинцев приняли участие в этой такой нужной и важной акции. Где воевал? Как погиб? Сколько таких вопросов задавали они своим родителям? Ответы искали вместе. Победители конкурса эссе побывали в Санкт-Петербурге, Казани. Но главное — понимание того, что «наши прадеды сражались вместе, нам вместе жить и работать».

В основе взаимного уважения людей разных национальностей — приобщение к культуре, лучшим ее образцам. Эта аксиома для «Русской общины» тоже не абстрактна.

— Подписанный с ОО «Русская община» меморандум наполнил наше давнее сотрудничество новым содержанием, — рассказывает директор кокшетауского ГТЛ Наталья Дементьева. — Теперь многие мероприятия мы проводим в нашем замечательном Доме дружбы.

Прекрасный лицейский бал его участники запомнят навсегда. Как и то, что бессмертное «Я вам пишу, чего же боле…» звучало на русском и казахском языках. Вальсировали под казахские мелодии, а сцену украшали висящие рядом портреты Абая и Пушкина.

На вечер, посвященный творчеству Абая, лицеисты в полюбившийся Дом дружбы пригасили своих ровесников из художественной школы. О глубоком философском смысле не утрачивающих своей актуальности слов назидания Абая рассуждали вместе. А работы юных художников стали прекрасной иллюстрацией вечера.

Так, шаг за шагом и формируется то, что мы называем общеказахстанской идентичностью, ментальностью. Наш казахстанский характер.

Ирина БАУДИНОВА.

Читайте также