В год 75-летия Великой победы ИАЦ «Институт Евразийской политики», ОО «Республиканское славянское движение «Лад», Ассоциация русского языка и литературы г. Кокшетау издали книгу «Великая Отечественная: взгляд из XXI века». В нее вошли творческие работы участников областного конкурса эссе и рисунков среди учащихся.
Ученица 7-го класса средней школы-лицея № 6 г. Кокшетау Карина Штокман пишет о своем прадеде Давыде Штокмане. Его судьба немногим отличалась от судеб многих тысяч этнических немцев, финнов, чехов.., валивших лес, строивших заводы и каналы, будучи «призванными» в трудовые армии. Подвергшиеся репрессиям люди ковали общую победу, преодолевали послевоенную разруху.
Своего прадеда, к сожалению, я не застала в живых. Но я многое о нем знаю по рассказам бабушек.
Его звали Давыд Александрович Штокман. Он родился в 1919 году в Житомирской области. Родители имели большой дом, делянку леса и поля. Семья с 16 детьми работала на своей земле, которая кормила их.
В 1936 году было массовое переселение в связи с репрессиями. Его вместе с семьей из Украины переселили в Казахстан. Ничего не разрешили взять с собой. Отец прадеда захватил инкрустированную уздечку.
В Казахстане прадед Александр познакомился со старым аксакалом. Два умудренных жизнью человека стали хорошими друзьями. Однажды этот аксакал спас жизнь моему прадеду. Нам бы хотелось узнать его внуков и правнуков, но, к сожалению, мы не знаем его фамилии.
Жили в землянке из дерна. По ночам было видно, как с улицы, сквозь маленькие окошечки светились волчьи глаза. Зима выдалась суровой, снежной. В сугробах рыли узкие проходы, в метель шли по натянутой веревке.
В канун Рождества у прадеда умер отец. Умирая, он завещал: если будет очень трудно выживать, продайте уздечку. Наказ был исполнен, обзавелись небольшим хозяйством. Потекли трудовые будни. А тут… война.
В 1941 году прадеда и его брата-двойняшку Эриха призвали в трудармию. На фронт не взяли из-за национальности. Вплоть до 1948 года они работали на металлургическом заводе в Челябинске, лили сталь. На фронт из Челябинска шли танки. Кто пережил войну в тылу, знают, какие это были годы. Голодали, но все отдавали фронту. Трудармейцам тем более было несладко. Самым вкусным блюдом в то время была вареная мерзлая картошка, чуть-чуть приправленная мукой и обжаренная на сковороде. Трудармейцы не роптали, стойко переносили все тяготы.
Прадед Давыд! В сети я нашла книгу Памяти трудармейцев треста «Челябметаллургстрой», в которую внесено твое имя и имена твоих братьев. Теперь они навеки в «Бессмертном бараке трудармии».
Закончилась война, прадед вернулся к старенькой маме. Участвовал в поднятии целины. Целинников ждали песчаные бури и суховеи. Моего прадеда наградили медалью «За освоение целинных и залежных земель». И еще одна награда нашла своего героя. Когда ему исполнилось 70 лет, ему вручили медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Сейчас эти медали хранятся у бабушки, они — наша семейная реликвия, память о прошлом.
Я бы очень хотела поговорить со своим прадедом. Он любил своих детей и внуков. Один из правнуков назван его именем. Он для меня — пример для подражания. И не только для меня. Я хочу сказать ему: «Спасибо за победу, за твой ратный труд. За то, что дал нам жизнь».
Подготовила Светлана ЗОРИНА.