Он всегда будет для нас примером

Память
Мой отец, Нурмухан Жанузаков, родился 10 сентября 1925 года в ауле КотеШолак сельского округа Аксары Кзылтуского района СКО. В начале 1943 года был призван на фронт.

Не хотели родители отпускать несовершеннолетнего сына на войну, тем более, уже воевал их старший сын Эбикен, от которого уже давно не было вестей. Только после войны стало известно, что он пропал без вести весной 1942 г. в боях за украинский город Харьков.

И все-таки в числе 36 призывников из Кзылту на пятнадцати санях, запряженных лошадьми и быками, отец отправился на фронт. На пути к нему был Кокшетау. Расстояние 230-240 км преодолели за десять дней. По глубокому снегу и бездорожью в день проходили, максимум, двадцать-двадцать пять км. На санях везли вещи и продукты, сами шли пешком. В одну из ночей в доме, где спали новобранцы, обвалилась печь. Спустя годы после войны отец связывал этот случай с судьбами молодых призывников, из 36 односельчан, с которыми призывался отец, домой вернулись только пятеро… Остальные остались на полях сражений…

Из Кокшетау — поездом в Петропавловск. 10 марта 1943 года семнадцатилетний Нурмухан был направлен на Калининский фронт.

Первое боевое крещение отец получил в составе знаменитой 8-й гвардейской дивизии им. Панфилова под населенным пунктом Холм нынешней Новгородской области. Вначале был автоматчиком, а затем, после краткосрочных курсов, стал снайпером. Здесь же он был в первый раз ранен. Отец в последние годы жизни часто вспоминал это событие, но больше всего потому, что в этом бою потерял своего друга и земляка по имени Кусаин.

Прежде чем пойти в санчасть, раненый отец проводил друга, которого отправляли в госпиталь для срочной операции. Обнимая его, отец, по его словам, думал, что провожает в госпиталь и не знал, что тот уходит в вечность… Родители друга похоронку, или, как называли казахи, кара қағаз, не получили.

Уже после войны они при каждой встрече, вновь и вновь со слезами на глазах просили отца рассказать правду об их сыне. Им казалось, что отец, щадя их нервы, скрывает от них правду. Разумеется, он ничего не скрывал, мог только предполагать, что Кусаин умер в дороге, не добравшись до госпиталя, или же умер в госпитале, не выдержав сложной операции. Можно только догадываться, что чувствовал отец, когда родители Кусаина просили рассказать об обстоятельствах смерти их сына. Другу отца тоже было восемнадцать лет… После госпиталя Нурмухан был направлен в 1344-й стрелковый полк 319-й дивизии. При прорыве обороны немцев в Калининской области 26 января 1944 года был вторично тяжело ранен. После излечения в госпитале боец Жанузаков, как это положено после тяжелого ранения, был отправлен на три месяца в отпуск домой. Однако не дали солдату отдохнуть весь срок, через месяц он был направлен в 79-й гвардейский стрелковый полк 26-й гвардейской стрелковой дивизии. Участвовал в прорыве обороны немцев в Восточной Пруссии.

26 января 1945 года Нурмухан получил еще одно ранение. После госпиталя был направлен командиром отделения в 49-й стрелковый полк 16-й гвардейской стрелковой Карачевской ордена Ленина Краснознаменной и Ордена Суворова дивизии. Участвовал в уничтожении Восточно-Прусской группировки немецких войск юго-западнее Кенигсберга. И опять был ранен.

Принимал участие Нурмухан в сражениях под Старой Русой, Великими Луками, расположенными на стыке Калининской, Псковской и Новгородской областей, Смоленском, Витебском, Оршей, Каунасом, Вильно, городами-крепостями Пиллау (Балтийск), Инстербургом (Черняховск), Кенигсбергом (Калининград). В конце войны (март) был тяжело ранен в Восточной Пруссии и демобилизован в октябре 1945 года.

Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «За взятие Кенигсберга», послевоенными юбилейными медалями. Первый орден Красной Звезды получил за мужество и отвагу в боях за освобождение городов Ауловенен (ныне — Калиновка, Черняховского района Калининградской области) и Инстербурга (Черняховск) в Восточной Пруссии, второй — при уничтожении Восточно-Прусской группировки немецких войск под городом-крепостью Кенигсбергом. В результате частых перегруппировок воинских частей, в которых он служил, лечения в госпиталях и санитарных частях по ранениям и контузиям, заслуженные ордена были вручены воину только в 1972 году.

Послевоенная жизнь Нурмухана связана с восстановлением хозяйства в Кзылтуском (ныне Валихановский), Ленинском и Ленинградском (Аюкарский) районах бывшей Кокчетавской области, воспитанием детей и внуков. Жизнь его была нелегка, как, впрочем, и у многих его сверстников.

Может поэтому это поколение отличалось немногословием, обостренным чувством справедливости и, в то же время, душевной ранимостью. Война преследовала его всегда. Отцовские воспоминания были суровыми и правдивыми, он ничего не выдумывал, рассказывал о том, что видел и пережил сам. Как-то, сидя на крыльце дома в селе Ленинградское, отец вдруг вспомнил своего командира взвода, молодого лейтенанта. Разрывная пуля попала ему в голову, когда он поднимал взвод в атаку. Закончил короткий рассказ словами: «Бәріміз жыладық…!».

В 45 лет отец тяжело заболел, был частично парализован, стал инвалидом ВОВ первой группы. Не могу вспомнить отца молодым, а главное, физически здоровым человеком, всю жизнь его мучили последствия потери близких людей, тяжелых ранений и контузий, хотя внешне старый солдат этого никогда не показывал.

Нурмухан Жанузаков дожил до 75 лет, в большей степени благодаря заботе и уходу своей супруги и моей мамы — Бибиш, которая всю свою жизнь посвятила ему и детям.

Уже двадцать лет нет с нами нашего отца, в этот юбилейный 75-й год Великой Победы, ему могло исполниться 95 лет. В памяти своих многочисленных потомков он остался незыблемой глыбой и опорой большой семьи, примером мужественного и стойкого к жизненным невзгодам человека, мудрого и справедливого отца и деда. Годы войны все дальше уходят от нас, неумолимо унося с собой последних оставшихся в живых солдат Победы.

Если каждый из нас будет помнить и вспоминать своего героя войны (а он есть у каждого), мы никогда не утеряем чувство уважения и глубокой признательности людям того героического поколения.

Самат ЖАНУЗАКОВ,
судья Акмолинского областного суда.

Читайте также