Отец не любил говорить о войне…

Память
Мой отец, ветеран Великой Отечественной войны Шаяхмет Смагул, родился 10 января 1913 года в ауле Кызылту Жаксынского района Акмолинской области. В 1939 году его призвали в Красную армию, а когда срок его службы подходил к концу, началась война, и он отправился на фронт в составе 717-го полка автоматчиков.

Отец не любил вспоминать войну, видимо, потому что слишком много бед и невзгод пришлось ему пережить. Но однажды все же рассказал одну историю. Набитый битком красноармейцами поезд шел на фронт. Среди ночи отец проснулся и, ощущая какое-то беспокойство, вышел в тамбур вагона. Вдруг услышал звук низко проносящегося немецкого самолета и загрохотавшую над составом пулеметную очередь. В один миг все вокруг будто перевернулось с ног на голову, проснувшиеся солдаты начали выпрыгивать из вагонов и разбегаться в стороны. Отец забежал в вагон за своим вещмешком и увидел, что место, где он недавно спал, рассечено пулеметной очередью. Схватив мешок, вместе с другими он выпрыгнул из вагона, благодаря в душе Всевышнего за то, что сохранил ему жизнь.

В военном билете отца есть такая запись: «с 17/06-1942 г. по 21/6-1945 г. находился в плену в Австрии, г.Вена». То есть три года и четыре дня он был в плену, будучи все это время между жизнью и смертью.

Как-то мы, дети, после ужина не подняли с земли упавший со стола маленький кусочек хлеба. Тогда, помню, первый раз отец рассердился и повысил на нас голос. Потом стал рассказывать: «Я в плену чего-то только не перенес, чтобы мне достался такой вот кусочек хлеба, сколько советских солдат умерли от голода, мечтая о таком кусочке хлеба. Через полгода плена нас всех стала валить с ног дизентерия. Выжить тогда мне помог один мой земляк, казах по национальности, который посоветовал не съедать хлеб, который нам выдавали, а собирать и обменивать на соль. Послушавшись его совета, я пил соленую воду и спасся от дизентерии.

В плену мы сильно голодали и вскоре я, как и все, с трудом передвигал ноги. Однажды во сне, как наяву, я увидел свою старшую сестру Айман, которая протянула мне полную кесе айрана. Проснулся тогда с ощущением сытого желудка. Такое, по воле Аллаха, происходило со мной не раз…». 21 июня 1945 года американские войска освободили советских военнопленных. Домой мой отец Шаяхмет вернулся лишь летом 1947 года.

А скольких отцов, братьев и сыновей родные так и не дождались. Сколько безусых юнцов не вернулись только в маленький аул Кызылту. У аулчанина, дедушки Толегена, ушли на фронт четверо сыновей, ни один не вернулся домой…

Мой дед Смагул и бабушка Кайша каждый день благодарили в молитвах Всевышнего за то, что оба их сына — Шаяхмет и Бадир — сумели выжить и вернуться живыми и здоровыми. Правда, у дяди Бадира не было левой руки…

Отец мой Шаяхмет окончил 9 классов. После войны его желанию учиться дальше воспрепятствовали родители, дескать, ты и так долго отсутствовал, будь теперь рядом с нами. Он, послушав родителей, остался дома и устроился на работу агентом госдоходов. К слову, отец наш обожал лошадей, хорошо знал их характер и повадки. Когда он работал агентом, у него была гнедая кобыла, умная и послушная, она стала настоящим другом отца.

В 1954 году в казахских степях началась целинная эпопея, в республику из разных концов страны стали стекаться первоцелинники. Конечно, среди этой массы встречались люди разные. Однажды по работе отец зимой отправился в дальнее село. В безлюдной степи, на санной дороге в один след, он увидел двоих подозрительных людей. Чутье подсказало, что им нужны его лошадь и сани. Подъехав к ним ближе, отец ударил камчой кобылу по крупу, и она поскакала. Стоящие на обочине не смогли увернуться от резко тронувшихся саней. Один покатился в сторону, другой, падая, все же сумел схватиться за полоз и какое-то время, держась рукой, волочился вслед за санями, которые резво тащила умная лошадка. Отец часто вспоминал эту историю, восхищаясь надежностью своей гнедой кобылы.

Отец мой был открытым и добросердечным человеком. Он был опорой и главным советчиком для своих родителей, двух младших братьев. Оберегал и заботился о каждом из своих родственников. Нашел и перевез двух своих двоюродных сестер, родители которых ушли из родных мест во время голода, разразившегося в 1930-х годах. Помогал им, пока они не встали прочно на ноги.

В нашем совхозе «Ишимский» жили люди разных национальностей, они все уважали нашего отца, авторитет которого был заслуженно высок среди земляков. Потому что был отец справедливым, честным, без раздумий готов был снять с себя рубаху и отдать нуждающемуся в помощи. Таким был не только наш отец, все фронтовики были людьми очень честными и порядочными, на совесть выполняли порученную им работу без лишних слов, никто из них не бил себя кулаком в грудь, дескать, мы воевали, кровь проливали. Они не требовали к себе особого отношения, каких-либо почестей и льгот. Но благодаря их мужеству и стойкости мы сегодня живем под мирным небом. Увы, в ежедневной суете и заботах мы об этом забываем. Да, время неумолимо, вот и Великой Победе, которую путем неимоверных испытаний, ценой собственных жизней добыли для нас наши отцы, исполнилось 75 лет.

Кабиболла ШАЯХМЕТОВ.

г. Нур-Султан.

Читайте также