Народные традиции
Этот вопрос, задаваемый мной разным людям, почти всегда остается без ответа. Но есть у меня знакомая, которая не просто знает, что это, но и видела, как изготавливают вручную такие войлочные ковры — традиционное для казахской культуры ремесло, но уже почти утраченное. Этим редким искусством владела бабушка Бану Аленовой — Катипа-апай. Она прожила сто четыре года, и свой редкий творческий дар передала единственной из шестерых внучек — Бану…
Талант как наследство
«Начинали производство войлока с подготовки шерсти. В погожий день ее промывали в тепловой воде и просушивали на ветру и солнце. Освобождая от сора, шерсть теребили, разбирали по цвету и качеству. С помощью прутьев казашки ритмично бьют шерсть, противоположно чередуя удары справа и слева… Затем ее прядями, равномерно распределяя, раскладывают, слегка уминают, сбрызгивают теплой водой и сворачивают вместе с основной. Так начинается производство войлока»*.
Бану Аленова живет в селе Арнасай Аршалынского района, а выросла — в Павлодарской области. Когда видишь ее зрелые творческие работы, трудно поверить, что рукоделием она занялась не так давно — всего лет 5-6 назад, а всю сознательную жизнь работала на стройках штукатуром-маляром. Впрочем, она и тогда была художником: в перерывах на работе лепила фигурки кукол, зверушек, а по вечерам шила, плела, рисовала. Как и бабушка Катипа, Бану не получила художественного образования. Но в том, что обе они наделены свыше недюжинным талантом, нет никаких сомнений. Созданные Катипой-апай ковры, корпе и поделки остались не только в домах односельчан — разошлись по всему Павлодарскому региону. К сожалению, сегодня и следы их найти трудно: может быть, в музеях сохранилось несколько безымянных работ…
— Я помню, с какой одержимостью она работала, — рассказывает Бану. — Сама валяла шерсть, вручную раскрашивала, придумывая красивые узоры, потом строчила — не одну машинку сломала. Не сидела без работы ни секунды, а ведь на один сырмак уходило до двух месяцев работы. И я всегда была с ней рядом. Понемногу училась работать руками. И, конечно, училась наблюдать за природой, «подглядывать» за красотой. И всю жизнь стараюсь замечать то, что можно использовать в своей работе…
Коррективы судьбы
«Изготовление войлока у казахов традиционно представляло собой длительный, трудоемкий процесс. Маленькие пластины катали, сидя на земле, руками — перемещая рулон от локтя к ладони. Войлоки средних размеров катали несколько женщин, сидящих в ряд и двигавшихся синхронно. Если будущее изделие достигало больших размеров, его обвязывали веревками и волочили за лошадью» *.
Пару лет назад у Бану Аленовой была собственная творческая мастерская — в Арнасайском сельском клубе. Какой только красоты там не было! Восхитительные свадебные аксессуары из белого войлока, расшитые прозрачными кристаллами и бусинами, настенные панно, живопись, сувенирные юрты-матрешки, вышитые салфетки, мини-скульптуры из соленого теста и глины, национальные изделия в стиле пэчворк. Однако и сегодня мало кто представляет, сколько труда нужно вложить в каждую из этих вещей, какая кропотливая работа стоит за ними. Для сельской женщины, у которой еще и по хозяйству полно забот, такое служение любимому делу сродни подвигу.
Несколько лет назад Бану, защитив бизнес-план, получила грант 3 млн тенге от фонда развития предпринимательства «ДАМУ», купила швейные и вышивальную машины, наняла помощников. Однако сегодня мастерская снова переместилась к художнице домой. За последние полтора года в ее жизни произошло немало событий, и не все они были радостными. Ушел из жизни супруг, и Бану долго не могла работать. Потом решила: нужно брать себя в руки. И снова посыпались заказы — и от постоянных клиентов, и от новых, восхищенных созданной ее руками красотой…
Жизнь в творчестве
«В наши дни среди народов Азии непревзойденными мастерами декорирования войлоков остается казахский этнос. Домашний войлочный промысел, включая ковроделие, продолжает развиваться в Западном и Юго-Западном Казахстане, где численность отар и качество овечьей шерсти позволяют сохраниться традиционному ремеслу»*.
— Если бы вы знали, какое красивое у нас было село! Не зря называлось оно Лесное — там высокие березы, земляника, лесные цветы — красивее пейзаж представить трудно, — вспоминает Бану. Сегодня уже ее, а не бабушкины золотые руки известны далеко за пределами нашей области. Ее творческие работы нашли свой дом в Германии, Франции, в России, есть они и во многих регионах Казахстана. У художницы была уже не одна выставка, ее работы демонстрировали и посетителям Международной выставки «ЭКСПО-2017», выставляли и в крупном столичном выставочном центре «Көрме».
Сегодня она увлеклась созданием кукол в национальном стиле: ищет в магазинах фигурки, лица которых похожи на лица девушек-казашек, а затем шьет для них уникальные костюмы, украшенные бисером, национальными узорами. Каждая из ее работ получается уникальной, с авторскими узорами и деталями, каких нигде больше не сыщешь. Таких кукол ей заказывают даже из других областей Казахстана, а недавно семья из Германии — постоянные клиенты Бану — забрали несколько работ для своей домашней коллекции. Они уже несколько лет собирают казахские национальные предметы, сделанные руками мастерицы.
Секрет успеха Бану Аленовой и народной любви к ее работам прост, как все гениальное: талант мастерицы, вкладывающей в каждую поделку не только национальный колорит, но и собственную душу. Так делала когда-то и ее бабушка Катипа.
«По-прежнему престижными среди казахов остаются войлочные ковры сырмаки. Они изготавливаются в сложной, чаще всего комплексной технике. Известны образцы, в декорировании которых соединяются накладная аппликация, инкрустация, шнуровая вышивка и декоративная простежка. При всех известных различиях разновидности сыр-маков объединяет то, что все они создаются на основе простегивания — сыру, отсюда и их название. Производство мозаичных войлочных ковров типа сырмак традиционно охватывало территории Алматинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, а также Акмолинской, Карагандинской и Жамбылской областей Казахстана» *.
Владислава КОКОРИНА.
* («Традиционные узорные войлоки казахов и современное ковроделие», И.В.Октябрьская, З.К.Сураганова, С.К. Сураганов).