Таланты надо взращивать

В этом убежден наш славный и несомненно талантливый земляк, директор Кокшетауского музыкального колледжа им. Биржана сал Саян Мухамедьяров. И не только убежден, но и доказывает это своим каждодневным трудом и примером. Если ребенку дан талант с детства, его можно или загубить на корню, или развить до совершенства. Подтверждение этой мудрой мысли он не раз находил в собственной судьбе, извлекал из приобретенного жизненного опыта.

Кто знает, кем бы стал обычный сельский мальчишка из далекого аула Амангельды, что в просторных кзылтуских степях, если бы его природный дар не заметили родители. Воспитанные на песнях и сказаниях великих земляков — акынов, они с детства начали прививать сыну любовь к родной напевной музыке и великому слову. Материнские песни легли на благодатную почву, а отцовские рассказы о мятущемся и дерзновенном поэте-сказителе Акане сера побудили взять в руки старенькую домбру и заставить забиться сердца односельчан. В ауле не было взрослого и подростка, кто не умел бы играть на этом удивительно многозвучном инструменте, но юный Саян это делал так умело и виртуозно, что пришлось задуматься о его будущем. Об одном жалел подрастающий паренек: надо было родиться пораньше, чтобы услышать завораживающее пение земляков — акынов прошлого Акана и Биржана, научиться подражать им, приблизиться к волшебным звукам их песен и сказаний.

В чем же их величие и мастерство? В переливах интонаций, в словах, в музыке, что берет за душу? Или в чем-то другом? Может, степь подскажет? Или ковыль поможет? А может, развевающаяся грива скакуна прошепчет ответ на вопрос?

И выходил парень в раздольную степь и пел. Искал ответы на свои вопросы. Пел — и двухструнная домбра ему подсказала: ищи там, где учат музыке и слову, где учат эти два понятия совмещать, ищи гармонию в совершенстве и благозвучии.

А в реальной жизни ему помогал первый учитель и большой мастер игры на домбре Габдулмажит Омаров. Вот кто владел инструментом, умел его слышать и слушать, как никто другой из односельчан. С чувством большой благодарности вспоминает наш герой и Мардена Газизова. Он научил его тому, что теперь принято называть единением музыки и слова. Мелодия может звучать сама по себе, любил повторять он, но когда ты начинаешь петь, музыка и слово должны сливаться, дополнять друг друга, быть созвучными. Тогда исполнение тронет сердца. И эти слова юноша запомнит на всю жизнь.

Так выпускник обычной сельской школы попал в Кокчетавское музыкальное училище. На вступительных экзаменах показал хорошее владение домброй и неплохие вокальные данные. Но таланты и умения надо было оттачивать, и в этом помогали мудрые преподаватели. С теплотой и сердечностью вспоминает Айнагуль Аубакирову, шлифовавшую его навыки владения домброй, терпеливую и мудрую. Она открыла ему большие возможности инструмента, научила его виртуозному владению, дала почувствовать красоту звучания и многозвучность древнего музыкального инструмента. А петь его учила не кто-нибудь, а заслуженная артистка РК Бисара Макенова. До сих пор он немного робеет перед ней, восхищаясь ее талантом и мастерством, знанием народного творчества и высокой культурой.

Учиться было совсем не просто: нужны знания по нотной грамоте, утомительные упражнения, работа над голосом и произношением, рисование и дыхательная гимнастика, спорт и занятия ритмикой. А тут еще студенческие вечера и юношеские увлечения… Приходилось совмещать многое и соответствовать статусу лучшего учащегося своего учебного заведения. С такой характеристикой и подошел к выпускному.

Запомнил наказ преподавателей: «Тебе надо продолжать учебу, не разменивайся на легкий заработок на тоях и праздниках. Помни — успех в совершенствовании!» И решил учиться дальше. В Апматинской консерватории, куда Саян поступил без особого труда, все было гораздо труднее, но и интереснее: с ним занимались корифеи музыкальной культуры Казахстана — народный артист РК Кайрат Байбосынов, лауреат государственной премии Бекболат Тлеухан, выдающийся исполнитель Садуакас Балмаганбетов. Это были педагоги, на которых хотелось равняться, учиться у которых было удовольствием.

Когда подошел черед выпускного, золотой медалист получил предложение остаться работать в консерватории. Перспективы вырисовывались радужные: жить в столице, бывать в зарубежных поездках, выступать на больших сценах… Но так потянуло на родину, где пахнет седой ковыль, где мчатся гривастые кони, где совсем по-другому звучит пронзительная песня предков…

— На больших сценах я еще сыграю и спою! — с этой уверенностью и вернулся в Кокшетау, в родное музыкальное училище, давшее ему путевку в жизнь.

Так и получилось. Педагогическую деятельность совмещал с концертной. Побывал в составе различных бригад практически во всех городах Казахстана, выступал с гастролями в Польше, Германии, Турции, в соседней России. Стал лауреатом Международного фестиваля творческой молодежи «Шабыт», Международного конкурса «Fomget» (Турция), отмечен особым знаком фестиваля «410 зим, 410 весен» (Россия), побеждал на многих республиканских конкурсах и фестивалях.

И каждый раз думал при этом: если бы степь не подсказала, и домбра не помогла, что бы со мной стало? Нет, земля рождает, но таланту надо помогать, его надо пестовать и растить, любить и требовать, а потом взыскивать по полной программе.

Этой позиции и придерживается директор Кокшетауского музыкального колледжа им. Биржана сал Саян Мухамедьяров. Если кто-то из преподавателей бывает на выездных конкурсах, он обязательно напомнит: «Замечайте одаренных, отмечайте проблески таланта, приглашайте к нам на учебу — мы поможем встать на ноги и пойти к вершинам творчества».

Сегодня музыкальный колледж по праву гордится своими выпускниками, которые работают на больших сценических площадках российских оперных театров, в крупных городах разных стран и родного Казахстана, преподают в вузах и специальных учебных заведениях музыкального профиля, несут культуру казахского народа, приумножая славу древней культуры и делая ее доступной миллионам людей. Кстати, именно благодаря Саяну Мухамедьярову здесь было открыто отделение «домбровое исполнение и пение». Такие не во всех учреждениях республики существуют.

Колледж живет насыщенной жизнью: во внеурочное время здесь работают кружки и научные секции, проходят конференции и диспуты, пишутся рефераты и готовятся доклады, проходит квалификационная учеба — все, как требует программа. Казалось бы, всего-то 150 учащихся, но если знать, что обучение музыке в большинстве своем проходит индивидуально, то скепсис сразу проходит. На сегодняшний день здесь действует восемь отделений: русских народных инструментов, казахских, духовых и ударных инструментов, хорового дирижирования, пения, музыкального искусства эстрады, теории музыки и обязательного фортепиано. На каждого из 60 преподавателей выпадает большая нагрузка. Тут и спецдисциплины, и практика, и учеба по мастерству, и специализация. А педагоги еще успевают и самосовершенствованием заниматься.

Вообще, преподаватели здесь трудятся особенные, окончившие музыкальные академии, консерватории России и Казахстана. Таких учебных заведений на постсоветском пространстве немного, их выпускники — на вес золота. Поэтому можно не сомневаться: каждый здесь преподающий — профессионал, большой мастер и опытный педагог. А все вместе -дружный коллектив, делающий из зачатков маленького таланта больших мастеров.

Будущее у нынешних студентов музыкального колледжа разное, но предназначение одно: воспитывать культуру творчества, совершенствовать избранное дело, прививать чувство гордости за свой талантливый край, культивировать творческий рост и сознание гордости за профессию. Цементирующее начало этого коллектива -директор и коллега, искренний друг и учитель-Саян Болатович Мухамедьяров.

В этом году он скромно отметит 35-летний юбилей своей творческой деятельности. Как будет отмечать, еще не решил, возможно, устроит творческий вечер, участвовать в котором будут его коллеги, бывшие учащиеся, сегодняшние воспитанники. Но в том, что это будет большой музыкальный праздник, — нет никакого сомнения!

Любовь ФОМИЧ.

Фото автора.

Читайте также