К 100-летию областного историко-краеведческого музея
В марте 2020 года исполняется 66 лет одному из выдающихся подвигов послевоенных лет — началу освоения целинных земель, в котором принимали участие представители всех союзных республик бывшего СССР.
Ранней весной 1954 года тракторные поезда с первыми новоселами пробивались за сотни километров от станций и разъездов до искомых точек, еще не обозначенных на карте.
Вместе с первоцелинниками на целину отправляются студенты Московского художественного института им.Сурикова. Они приехали с первыми отрядами добровольцев, жили в палатках, переносили вместе со всеми трудности начального этапа освоения целины. Героизм целинников настолько воодушевил их, что они приезжали на целину и в последующие годы. Молодые художники в будущем стали известными мастерами живописи и графики, но тема труда, трудового подвига всегда проходила в их творчестве красной нитью. И сегодня хотелось бы рассказать о них читателям газеты.
Герман Безукладников (1928 — 2009 гг.) — заслуженный художник России (1997 г.), член Союза художников с 1963 г. «Пишу то, что знаю, чувствую, что вижу рядом», — говорил он о своих картинах.
Герман Александрович родился в г.Алма-Ате, в 1951 г. окончил Алма-Атинское художественное училище и тогда же поступил на живописное отделение Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. Безукладников попадает в сферу общения с самой талантливой художественной молодежью тех лет.
Большой запас жизненных впечатлений художнику дали летние практики на целинных землях Казахстана. Без преувеличения можно сказать, что оказавшись в самом центре трудовой жизни новоселов, молодой художник впервые увидел действительность без прикрас, такой, какова она есть. С этого времени и на всю жизнь изображение людей труда стало основной сюжетной линией его творчества.
Ирина Воробьева (1932-1993 гг.) — заслуженный художник России (1979), член Союза художников России с 1958 г. Родилась в г. Москве. В 1943 г. поступила и в 1950-м окончила Московскую среднюю художественную школу с серебряной медалью. В 1951 г. поступила и в 1957 г. с отличием окончила МГХИ им. Сурикова по мастерской станковой графики Е.А. Кибрика.
Огромный материал, собранный за годы работы на целине, послужил И.Воробьевой основой для большой графической серии «Люди целины», которую художница представила в качестве дипломной работы. С той поры главными героями произведений художницы стали хлеборобы, труженики села.
Ирина Николаевна разработала своеобразную технику эстампа — гравюру на картоне. Работы художницы находятся в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им А.С. Пушкина и в 90 музеях и галереях России.
Интересен тот факт, что спустя двадцать пять лет, Г. Безукладников и И.Воробьева (вскоре после поездки на целину они поженились и вместе прожили многие годы) снова едут на целину, в город Кокчетав, места студенческих практик. На этот раз вместе со своими коллегами из Подмосковья, которые также в студенческие годы побывали на целине, они привезли выставку «Художники Подмосковья на целине», которая экспонировалась и в Кокчетаве, и в совхозе «Ломоносовский». Большую часть картин этой выставки художники подарили нашему музею.
Серия «Художники Подмосковья на целине» состоит из более 350 работ. 51 картина хранится в фондах Акмолинского областного историко-краеведческого музея. Это произведения Германа Безукладникова, Ирины Воробьевой, Михаила Аникеева (1925-2011 гг.)и Арнольда Меллита (1923 — 1997гг.). Работы выполнены в разных жанрах: живопись, графика и т.д.). Некоторых художников привлекал пейзаж самой целины, например, в работах Арнольда Меллита («Гроза надвигается», «Палатки у Ишима»). Природа настолько вдохновила его, что он называл ее «море, по которому можно ходить пешком». Но главный интерес художников все-таки был обращен к труженикам, руками которых преображались необъятные просторы степей. Поэтому большинство творений — это портреты людей, чаще всего занятых делом или отдыхающих от нелегкого труда («Тракторист и учетчица», «Прицепщица Вера Стасюк» И.Воробьевой; «Повариха Таня», «Водовоз Алеха» Г.Безукладникова; «Цветы победителю соревнований», «Девушка в вагончике» А.Меллита; «Бригадир за осмотром вспашки», «Письмо домой» М.Аникеева и др.). Помимо картин в фондах также хранятся мольберт Г. Безукладникова, фотографии художников во время прохождения практики на целине. Целина стала для многих школой жизни, а жизнь бывает и прекрасной, и порой трагичной. Но людям, нуждающимся в пище духовной, всегда будет свойственна потребность в правде, красоте и радости. И нравственная миссия художника — удовлетворять эту потребность, создавая свои картины.
Гуляим АГУБАЕВА,
старший научный сотрудник областного историко-краеведческого музея.