От веселья — к врачеванию души

Традиции
«Ой ты, ясно солнышко,
посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка,
уроди, уроди!».

Старинные народные песни и те, что родились не так давно, но по напевности и тональности своей близки к напевам славянских предков, звучали в прошедшее воскресенье в Кокшетау у Дома дружбы. А как иначе — Масленица! И какой же народный праздник без игр, конкурсов, призов. Все это сполна учли его организаторы — ОО «Русская община Акмолинской области», «Чувашский этнокультурный центр», Акмолинский филиал «Ассоциация русских, славянских, казачьих организаций Казахстана». Нашлись развлечения по душе и взрослым, и детям. И полакомиться было чем, самовары соседствовали с настоящей солдатской полевой кухней, где горячий чай не переводился. Подарок к скорым весенним праздникам можно было приобрести недорогой, но действительно единственный и неповторимый. Двух одинаковых кукол, шкатулок, украшений… у настоящих мастериц просто не бывает.

А началось веселое действо с пролога от актеров областного русского драматического театра. Тут тебе и медведь, и матрешки, и девушки в нарядах ярких, весенних. Народ веселили, прибаутками про весну радовали, зазывали на праздник веселый.

А потом и концерт начался. Какой же праздник в областном центре без народного ансамбля «Русская песня». Они и начали праздничную программу частушками озорными да песней «Раз, два, люблю тебя», под которую ноги сами в пляс пускались. «Ак Жайнак» в исполнении трио ДК «Достар» привнесла нотки лиризма и любви. «Танцуют все» — это о любом выступлении фолк-группы «Услада». А уж, когда они поют на площади, людьми переполненной…

Кто приплясывал, кто подпевал, а смельчаки-силачи на столб высокий взобраться пытались. Удалось это сделать далеко не всем. Но призы не «пропали», четверо ловких, спортивных парней ушли не с пустыми руками. Первому из них мешок сахара в 35 кг был совсем не в тягость.

Как и 68-летнему Мажиту Каскееву, который со «сладким» мешком на плечах сделал почти 80 приседаний. «Спортом всю жизнь занимался, и вам советую», — говорил он куда более молодым проигравшим соперникам. И детям было чем заняться. Мешками, наполненными соломой, сражались. На тележке друг друга катали. Причем, шести-семилетние (Роман, Арнур, Ева…) смогли и о Масленице рассказать: «Это когда блины пекут всю неделю, а блины на солнце похожи», «Масленица называется, потому что с блинами надо много масла есть», «Сегодня зиму прогоняем, весну встречаем». Даже такое прозвучало: «Это традиция такая». А девочка по имени Меруерт (правда не без подсказки бабушки) подытожила: «Это такой наш общий праздник».

Так в играх, песнях два часа и пролетели. И вот она — кульминация праздника — заполыхало громадное соломенное чучело, как и в старину одетое в ветхие одежды, старый женский платок. И не потому, что на новые ткани поскупились, а потому что так исстари было заведено. «Сжигали» надоевшую, холодную зиму, за которую одежки поизносились, да еще и старые вещи в костер бросали. Это уже ритуал ежегодного обновления. И не только природы, но и духа людского.

Ведь древнейший праздник славян, зародившийся в пору язычества, стал в православии рубежом между веселой, щедрой, сытной неделей и Великим постом.

В ту пору, когда славили далекие предки бога Солнца Ярилу и «скотьего бога» Белеса, Масленицу ласково называли: «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «веселая», «перепелочка», «перебуха», «объедуха»… В этих названиях — так и слышится веселье безудержное, застолье широкое.

Все эти традиции живы и сегодня. Во многих семьях знают, что понедельник — это «встреча», вторник — «заигрыш», среда — лакомка, четверг — разгул, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, ну а в воскресенье — проводы… Причем, знают об этом не только в русских, белорусских, украинских семьях. Редкая хозяйка блинов на работу в наши многонациональные коллективы в щедрую масленичную неделю не принесет.

А после принятия христианства постепенно этот праздник приобрел и религиозный смысл. Масленичная неделя стала последним этапом подготовки к Великому посту. За эти веселые семь дней верующие должны приблизиться к прощению всех обид, покаянию, примирению с ближними…

«Прости меня». «Бог простит, и я прощаю». Так у православных звучит приветствие в последний день Масленицы, который в христианской традиции стал Прощенным воскресеньем.

Причем, как пишут на православных сайтах, прощение нужно просить у всех: и у православных, и не у православных. У всех, с которыми по личным ощущениям осталось что-то невыясненное, недосказанное, а, может быть, обида затаилась. Неважно, большая или малая, обоснованная или нет. «Прощенное воскресенье» дает нам возможность избавиться от этого груза, войти в Великий пост с чистыми помыслами и благими намерениями.

«Отклонись от зла и сотвори благо», — эти слова Священного Писания священнослужители советуют в первую очередь помнить на протяжении Святой Четыредесятницы. «Посмотри на себя, «постник»: не огорчил ли ты ближнего своего? Не роптал ли на Бога в скорбях и тяготах души? Не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти? Не гордишься ли мнимыми достоинствами своими? Благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе? Не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения?»

И еще. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого».

— Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, — наставляет святитель Иоанн Златоуст. — Не одни уста должны поститься, нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похо-тей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления…

Вопрос веры — личное дело каждого человека. Но уважительное отношение к людям верующим, религиозные каноны (любого вероисповедания) соблюдающим — это уже стало чертой нашего казахстанского характера.

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Вениамин СОЛОВЬЕВ.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также