Все краски рушников

К 100-летию областного историко-краеведческого музея
Столетиями в казахскую степь съезжались люди разных национальностей. Кто-то делал это по доброй воле, кто-то вынужденно, попав под жернова истории. Некоторые оставались навсегда, обретя здесь Родину.

Не забыть о своих исторических корнях помогали передаваемые из поколения в поколение, ставшие семейными реликвиями вещи. В том числе и полотенца. Разные, непохожие, в орнаментах которых — элементы национального кода.

В фондах Акмолинского областного историко-краеведческого музея находятся 86 предметов, представляющих коллекцию полотенец и рушников. Немалая их часть передана в дар музею казахскими семьями. К примеру, одно из ценных даров хранилось в семье Рабиги Акишевой из Ленинского района. Другой экземпляр, поступивший в музей от Кумисхан Мухатовой из с. Шалкар Коргалжынского района, некогда входил в состав приданого ее бабушки Осерхан, родившейся в местности Баян Ульгий (Монголия) в 1918 году.

Как пишет этнограф Ш. Ж. Тох-табаева: «Традиционно в интерьере казахского жилища с левой стороны от почетного места ставилась утварь, мебель и развешивались кухонные полотенца. Существовали определенные этикетные правила относительно использования этой вещи: нельзя было двоим одновременно вытираться одним полотенцем — это могло привести к ссоре. Гостям следовало использовать только края полотенец (которые специально для этого вышивались), поскольку средняя часть считалась предназначенной для хозяев. Особой красочностью отличалась вышивка концов тех полотенец, которые входили в состав приданого. Такие полотенца с парадным декором назывались екі басты сүлгі «двухголовое полотенце».

Российский исследователь Е.Н. Гузеватова в своей статье «Вышитое полотенце как элемент народной культуры» отмечает: «В традиционной культуре русских полотенце — предмет, наделенный широким спектром функций, определявших материал, характер орнаментации и название. Неся в себе множество смыслов, оно хранит историю народа».

Полотенца для повседневного использования — утиральники, рукотерты выглядели намного скромнее обрядовых. Нередко их ткали из конопли, пропуская на концах несколько красных полосок. Нижний (левый) конец использовался утром и символизировал восход, верхний (правый) — вечером и символизировал закат солнца. Таково домотканое полотенце 1880 года семьи Анны Петешовой из Тамбовской губернии. Следующее — из посконного холста, поступившее от жительницы г. Кокшетау Н.С. Белоног, было изготовлено представительницей старшего поколения ее семьи Акулиной Мелетовной Гринчак, которая приехала в Казахстан из Украины еще в начале XX в.

Невесте к свадьбе необходимо было приготовить не менее 30-40 полотенец. После свадьбы рушники хранились в семье молодых как символ счастливой семейной жизни и как оберег в скрученном в трубочку виде. Существовали определенные правила: свадебные рушники не вышивались ночью, не украшались мережками, вставками из кружев, тесемок. Рушник, как дорога жизни, должен был быть целым и непрерывным. Не вышивались кукушки (вдовий символ), соловьи (символ неженатых парней). Изображались соколы, индюки, павлины, петухи. К рукоделию приступали в четверг с утра. Старались вышивать аккуратно, избегая неточностей, так как было недопустимым вспарывать узор. С момента, когда невеста переступала порог дома жениха, в ее новой семье пользовались только ее полотенцами.

Белорусы говорят: «Дом, в котором нет рушника, похож на семью, в которой нет детей». Любой предмет для охраны также покрывали полотном, фартуком или полотенцем. Откликом на трагическое событие начала Великой Отечественной войны стала сюжетная вышивка «проводы казака» на обереговом рушнике жительницы с. Троицкое Зерендинского района А.Ф. Седневой, приехавшей в наши края из Брянщины в 1988 г. Вышивкой гроздьев винограда в вазоне украшено льняное полотенце ремизного ткачества длиной 390 см уроженки Гомельской области БССР Ольги Яковлевны Казинец.

В 2001 г. музейная коллекция была пополнена полотенцами Кызыл башды селге, изготовленными Хазар Латыповой. Двух-, трех-поколенные (с двумя-тремя узорными рядами) полотенца в татарских традициях своей свекрови в музей сдала Аския Фатыховна Ахметшина.

Марийская невеста дарила жениху вышитое полотенце — солык, которое вешали ему на правое плечо. Юношам из марийских семей до их отправки в армию вручали вышитые полотенца в качестве оберегов, которые они носили на шее. Когда забирали в армию, юноши возвращали полотенца матерям. На полотенце мэрий солык- образец вышивки коврового типа, имеющий сложную гамму перелива одного и того же сочного красного цвета. Полотенце изготовлено Марией Янцубаевой в 20-е годы XX в. и хранилось в семье ее дочери Аксиньи Яндубаевой из с. Пригородное Жаркаинского района. Вместе с комплексом национального женского марийского костюма Марии Исинбаевны Гавриловой в музей поступило и полотенце, расшитое петухами. Мария Исинбаева в с. Кийма Жаксынского района приехала из башкирской деревни Басилово в 1969 г.

Национальная мордовская вышивка идет не по контуру рисунка, а по счету нитей ткани, как на изделии кеске руцат (со слов Р. Раковой) уроженки с. Старая Тиризборга Старо-Шайговского района Мордовской АССР Раисы Григорьевны Раковой. Полотенце привезено сотрудниками музея из с. Зеленое Астраханского района Акмолинской области в 2005 году.

Традиционную украинскую вышивку на свадебном полотенце уроженки с.Золотоноша Полтавской губернии Марии Семеновны Зинченко с павлинами, петухами, голубями, цветами и древом жизни дополняет цифра «19» в геральдике — возможно в этом возрасте она работала над рушником или готовилась к свадьбе. Полотенце размером 280×43 см передано в фонды музея ее зятем — жителем с.Золотоноша (быв. Рузаевского р-на Кокшетауской области) Григорием Степановичем Жадько в 1977 году.

Таким образом, полотенце (рушник), являясь предметом быта, стало уникальнейшим явлением народной культуры.

Мы живем в стране с богатейшим историко-культурным наследием, в котором отразились жизнь и быт наших предков, национальные особенности, идеалы красоты… Надеемся, что в год 25-летия Ассамблеи народа Казахстана коллекция музея пополнится уникальными образцами.

Айман САЛЬМУХАМЕТОВА,
старший научный сотрудник областного историко-краеведческого музея.

Читайте также