Гражданское общество
Далеко не каждый законопроект вызывает столь бурное, заинтересованное обсуждение, как «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан».
Акмолинцы исключением не стали. Представители неправительственного сектора, политических партий, ветераны, ученые, правоведы пришли на встречу с одним из разработчиков проекта — ответственным секретарем Министерства информации и общественного развития Жанатом Кожахметовым подготовленными, с аргументированными вопросами и предложениями. Ведь этот закон, по словам Жаната Муратовича, «…сложный, важный, ожидаемый. Для нас очень ценно мнение общественности».
Модератор прошедший встречи — председатель ОЮЛ «Гражданский альянс Акмолинской области» Ирина Терентьева отметила важность столь широкого публичного обсуждения: «Каждый закон — это возможности. И насколько они будут широки, реальны, в какой мере будут использованы, во многом зависит от того, в какой степени в нем учтены общественные ожидания».
Необходимость в подобном законе — очевидна. Действующий сегодня закон принят в 1995 году, современным реалиям явно не отвечает.
В предложенном законопроекте есть четкие определения организатора, участника мирных собраний, сроки подачи уведомления, исчерпывающий перечень причин для отказа в проведении. За нарушение законодательства предусмотрена ответственность как организаторов, участников, так и государственных органов.
Законопроект предусматривает проведение мирных собраний в специализированных местах. Их перечень должен определяться публично, утверждаться маслихатом. Обязательное условие — не на окраинах населенного пункта. Как и соответствие требованиям безопасности, санитарно-гигиеническим нормам.
Есть положение, наделяющее организаторов правом проводить агитацию, призывать к участию в мирных собраниях. Единственное ограничение — агитация должна быть проведена после истечения сроков рассмотрения заявки и в том случае, конечно, если нет отказа. Организатор может агитировать любыми способами: через СМИ, социальные сети, листовки…
Уведомительный характер мирных собраний (если предполагаемое количество участников не превышает 250 человек) означает, что ответа местных исполнительных органов ожидать вовсе не нужно. Не поступил в установленные сроки отказ, значит можно проводить. Отказать не могут в принципе. Только, если заявленное место в указанное время уже занято другими организаторами другого митинга, то будет предложен альтернативный вариант.
Разрешение нужно для митингов, где число участников превышает 250 человек. Может быть запрещена заявленная организаторами установка временных сооружений — палаток, юрт… Но лишь в том случае, если они каким-то образом не соответствуют требованиям безопасности.
— Главное: собрание должно быть мирным, исключающим призывы к насилию, разжигание какой-либо розни. Оно никоим образом не должно ущемлять права других людей, подвергать опасности детей, — резюмировал Жанат Кожахметов разъяснение ключевых моментов законопроекта.
Он заверил ветерана МВД Хабибулу Газизова, что его предложение — значительно уменьшить сроки рассмотрения заявок — обязательно рассмотрят. Действительно, возникают ситуации, когда надо действовать оперативно. Иначе может возникнуть угроза стихийных, несанкционированных митингов.
Участники встречи ожидаемо (как и в других регионах Казахстана) выражали сомнения по поводу того, целесообразно ли уведомительный характер ограничить лишь теми митингами, где количество участников не превышает 250 человек: «Кто и как будет считать? Не запишут ли случайных прохожих? Как исключить возможные провокации?».
— Общеизвестно: чем больше людей на любом собрании, тем быстрее человек поддается инстинкту толпы: «все пошли, и я пошел». Разрешительный характер создает больше возможностей для соблюдения общественной безопасности, — разъяснял позицию разработчиков Жанат Кожахметов.
Принявшие участие в обсуждении правоведы отмечали, что в законопроекте очень много отсылочных норм, не определено, кто именно будет принимать решение об отказе. Обратили внимание на то, что ни в одном нормативно-правовом акте РК нет четкого определения понятия «рознь». А ведь оно используется во многих законах.
Депутат областного маслихата Геннадий Осиненко предложил заменить понятие «специализированное место» понятием «центр».
— Закон должен быть понятен и одновременно отвечать правилам юридической техники. В него нельзя включать положения, которые уже есть в других законах. Понятия «центр», «окраина» — это не юридические понятия, — разъяснял Жанат Муратович.
Участники обсуждения были едины в понимании того, что митинг — это крайняя форма выражения своего мнения. Необходимость в нем возникает, когда человек исчерпал все возможности, прошел все возможные ступени. Задача государства — минимизировать количество митингов. Не запретом, а своевременным и эффективным решением проблем.
Нина МИТЧИНОВА.