К 100-летию областного историко-краеведческого музея
Воинская доблесть была одной из главных ценностей Великой Степи. Ношение оружия было не только законным правом свободного скотовода, но и обязанностью. По положению «Жеті жарғы» хана Тауке равноправным членом кочевого общества казахов мог считаться только тот, кто имел оружие.
У казахов-кочевников постоянное войско отсутствовало, а было только родоплеменное ополчение, собиравшееся по мере необходимости. При мобилизации каждый воин должен был выступать в поход минимум с двумя боевыми конями и со своим военным снаряжением.
В областном историко-краеведческом музее собрана богатая коллекция воинских доспехов и различных видов холодного оружия, которое использовалось в сражениях в эпоху Золотой Орды, а также в XVII-XVIII веках. Самые интересные представлены в обновленной экпозиции, в зале «Великая степная цивилизация. Средневековье».
В структуре вооружения казахов XVII-XVIII вв. ведущее положение занимали лук и стрелы — ручное металлическое оружие дистанционного боя.
Казахский лук состоял из нескольких основных деталей: середина лука — рукоять, упругие (рефлексирующие) части между рукоятью и концами — плечи лука и два конца. Можно предполагать, что составные части лука склеивались клеем, а чаще всего обматывались кожаными ремешками, возможно, укреплялись костяными или роговыми накладками. Размеры лука, по всей видимости, варьировались в пределах 70-120 сантиметров.
Казахи «из кишок делают тетиву для лука», сообщает Рузбихан. В качестве тетивы (адырна) употреблялись также тонко сплетенные конские волосы, шелк. В нерабочем положении лука кочевники оставляли тетиву свободной, ненатянутой, так как от чрезмерной и долгой натяжки тетива могла прийти в негодность. На эффективность работы лука сильное влияние оказывали климатические условия. Например, от дождя тетива сырела и ослабевала, а в случае сильного мороза она могла лопнуть при натягивании. С целью предохранения от повреждений луки хранились в специальных кожаных налучьях.
Вторым после лука широко используемым боевым видом холодного оружия кочевников являлись копья и пики.
Для казахов характерны два типа копий: с длинным (ұзын сапты) и коротким (қысқа сапты) древком. По сведениям Ш. Уалиханова, казахские копья первой половины XIX в. были средней длины — от 150 до 195 сантиметров. Очень часто копья не имели металлического наконечника. Конец древка просто заострялся и для твердости обугливался.
Существенные позиции в боевых средствах казахов занимали топоры. На материале казахского героического эпоса выделены некоторые типы боевых топоров: «ақ балта» (железный топор), «ай балта» (топор в виде луны), «ала балта» (вид бердыша), «қара балта» (простой топор), «тарақ-балта» (топор с зубчатым лезвием), маленький топорик (чекан) — «келте шот»… На погребально-культовых мемориальных сооружениях видны отчетливые изображения секир — айбалта. Можно без труда заметить, что у них широкое лезвие и высокоподнятый обух. Боевые топоры с высоким обухом известны из комплекса вооружения древних тюрок, енисейских кыргызов I — начала II тыс. н. э.
Составная часть холодного оружия — боевые доспехи воина. Защитные средства комплекса вооружения развивались адекватно эволюции военной техники. Появление новых видов оружия и их модификация, а тем самым увеличение степени их эффективности закономерно способствовали усилению средств обороны.
К числу часто встречающихся наименований оборонительных средств казахских батыров относятся: бадана, зере сауыт (предположительно класс кольчуг). Они имели форму железной рубахи, спитой из мелких или крупных металлических колец, как правило, в горизонтальном направлении.
Для усиления обороноспособности казахские воины иногда надевали двойную кольчугу.
Кольчуга, шлем цельнометаллический, копье с древком, представленные в экспозиции, найдены во второй половине 1950-х гг. при распашке целинных и залежных земель в Володарском (ныне Айыртауском районе).
Щиты (қалқан) не получили заметного распространения и развития в казахском вооружении. Они имели круглую форму и изготовлялись из деревянных досок (таловое дерево), соединявшихся между собой железными клепами. С внешней стороны щиты оббивались металлическими изделиями, а изнутри покрывались кожей или кошмой.
Основной комплекс предметов вооружения казахов характеризуется разнообразными видами холодного оружия. Но степень их распространенности («вооруженности») была неодинаковой. Полным боевым специализированным оснащением обладали в первую очередь знатные воины — ханы, султаны, батыры. Их традиционный набор боевых средств состоял из пяти видов оружия («бес кару»): 1) лук (садак), 2) сабля (қылыш), 3) копье (найза), 4) топор (айбалта), 5) булава (күрзі). Подавляющая часть казахских воинов была вооружена самыми различными предметами холодного оружия. В большинстве случаев наиболее массовыми боевыми средствами являлись луки, копья, дубины, топоры.
В прошлом у казахских батыров существовал культ боевого оружия: им присягали, давали клятву, присваивали личные имена. Пять видов боевого оружия служили также знаками власти, ими обозначали разные степени воинского ранга. Хана, возводившегося на трон, одаривали золотой саблей — знаком власти и ханского достоинства. Копье с бунчуком, сабля или булава вручались военачальникам при назначении их на должность. Люди, получившие право носить воинское оружие, пользовались особыми привилегиями в обществе. Например, при хане Тауке, по существовавшему тогда закону «Жеті жарғы», правом участвовать в ханском совете пользовались только люди, носившие воинское оружие: ханы, султаны, батыры, родоначальники. Парадным боевым оружием награждали за военные заслуги.
Кроме того, воинское оружие, как ценный предмет, входило в состав приданого невесты — «жасау» и свадебного дара за невесту — «калым». Его включали в число девяти предметов в качестве главного приза за победу на состязаниях, проводимых на традиционных праздниках и торжественных поминках. Почитание воинского оружия в казахской народной традиции сохранилось и до наших дней. Потомки казахских батыров хранят как священные реликвии некоторые образцы боевого оружия, оставшиеся от их славных предков.
Анар ДЮСЕНБАЕВА,
научный сотрудник областного историко-краеведческого музея.