Неустрашимый кавалерист из Ерейментау

Героям-землякам — слава!
Александр Миронович Герман — бывший командир взвода 4 эскадрона 121 кавалерийского полка 32 кавалерийской дивизии 3 гвардейского кавалерийского корпуса, командир эскадрона, инструктор конного дела.

Родился 29 июня 1908 года в селе Тургай нынешнего Ерейментауского района Акмолинской области, в крестьянской семье. В 1931-м после окончания курсов при райпотребсоюзе был призван в Красную армию. После срочной службы до начала Великой Отечественной войны работал счетоводом Эркиншиликской конторы «Заготскот», затем бухгалтером на руднике «Тургайстрой».

Повторно в ряды РККА призвался добровольцем 26 июня 1941 года. Александр Герман с детства понимал толк в лошадях и был отличным наездником. Неудивительно, что попал в сабельный взвод кавдивизии и удостоился офицерского звания. Воевал на Ленинградском, Сталинградском и 3-м Белорусском фронтах. Много раз был ранен.

Человек мирной профессии, он проявил себя, как отважный неустрашимый командир, на груди которого засиял пятиконечный орден Красной Звезды. Это награда за успешные боевые действия в Витебской области. Тогда конники сумели прорваться к окраине городка, «зацепились» за железнодорожную станцию. Противник подогнал бронепоезд с десантом. Завязалась схватка. У кавалеристов быстро иссякли боеприпасы. Лесисто-болотистая местность, раскисшая дорога не способствовали их своевременному подвозу. А они требовались немедленно. Этот вопрос не давал покоя лейтенанту Герману. Он, внимательно осматривая поле боя, в который раз задерживал свой бинокль на белевших за железнодорожной линией ящиках. «С чем они? — думал он. — А вдруг там лежит именно то, что нам нужно». Где ползком, где короткими перебежками он пробрался к тем ящикам, сложенным аккуратными штабелями. Вскрыл один — мины, другой — снаряды. Лейтенант знал, что наши 82-мм минометы и 76-мм пушки вполне могут стрелять вражескими минами и снарядами. Герман доложил о находке командиру эскадрона и вскоре ящики с боеприпасами появились на огневых позициях артиллеристов. В этот момент ранило командира эскадрона, и Александру Мироновичу пришлось принять командование на себя. Замещал комэска он и ранее. Спокойный, уравновешенный, даже несколько застенчивый, Герман притягивал к себе людей, как магнит стружки. Всегда говорил то, что думал, называя вещи своими именами. Наверное, поэтому и пользовался авторитетом как у рядовых бойцов, так и офицеров.

…121-й полк шел в авангарде, 3-й сабельный взвод лейтенанта Германа — в головной походной заставе. Кавалеристы были в седлах уже пятые сутки. Устали сами, притомились лошади. Но бодрости духа не теряли, так как жители каждой белорусской деревни своих освободителей встречали со слезами радости на глазах. Свое 36-е лето Александр Миронович встретил у реки, что течет севернее г. Борисова Минской области, в разведке, выбирая место для предстоящего наступления.

— Завтра, 29 июня, именно здесь я подниму эскадрон в атаку, — решил он, глядя на оборону противника. — Так ведь мне завтра исполнится 36 лет! На родине друзья-казахи называют этот возраст «мушел жас —  роковым возрастом». Значит, быть испытанию. Впрочем, на войне каждый час — испытание.

Как бы там ни было, благодаря дерзкой вылазке взвод лейтенанта Германа первым вплавь на досках и плотиках форсировал реку Березину. С ходу решительно атаковал основные огневые точки противника и тем самым обеспечил переправу всего эскадрона. Преодолев два ряда проволочных заграждений, взвод ворвался в траншеи гитлеровцев. Выбив их оттуда, завязал бой на окраине села Антосины, чем содействовал наступлению эскадрона. При этом уничтожил 4 пулемета, 2 миномета, 3 танка, десятки автомашин и свыше взвода живой силы. Сам Герман был тяжело ранен, но продолжал командовать. Его перенесли на восточный берег реки…

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года командиру сабельного взвода, лейтенанту Александру Мироновичу Герману за образцовое выполнение боевого задания командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая звезда.

После войны вернулся на родину, работал секретарем парторганизации на руднике в Тургае. В начале 1950-х годов рудник был закрыт, и А. Германа перевели на комбинат «Сихали» (впоследствии — горнометаллургическое объединение «Дальполиметалл» имени Ленина) в г. Дальнегорск Приморского края. Здесь он трудился помощником управляющего рудника «Верхний», возглавлял партийную организацию. Подвиг А. Германа, совершенный на Березине, не закончился тем боем с противником. Он нашел свое продолжение в неимоверно тяжкой борьбе офицера, иссеченного осколками, с недугами — и в стенах госпиталя, и на акмолинщине, куда приехал инвалидом II группы, и на Дальнем Востоке, где провел последние годы…

По свидетельству жены Валентины Ивановны, медицинской сестры, Александр Миронович страдал от фронтовых ран. Большой жизнелюб, оптимист, он заставлял себя огромным усилием воли ходить, работать, шутить, смеяться, взяв на руки свою дочурку Наташу. И при этом умудрялся проявлять заботу не только о семье, но и о своих бывших подчиненных. Но раны не давали покоя, и 2 января 1959 года Александра Мироновича Германа не стало.

В память о нем в с. Тургай Ерейментауского района названа улица. В г. Кокшетау его имя увековечено на обелиске Славы. Во Дворце культуры г. Дальнегорска «Горняк» ежегодно проходит краевой турнир по боксу «Дети Севера», посвященный памяти Героя Советского Союза Александра Мироновича Германа.

Марат НУРСЕИТОВ,
по материалам областного госархива и ЦГА МО РФ.

Читайте также