Нравственные заповеди Учителя

К 1150-летию Аль-Фараби
Жизнь аль-Фараби — это пример жизни и стремления к знаниям, пониманию мира и пониманию смысла жизни. На размышлениях и духовных цитатах великого ученого и мудреца можно воспитывать человека как личность и укреплять истинные человеческие ценности, — говорила директор кластерного бюро ЮНЕСКО по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану Криста Пиккат на официальной церемонии открытия юбилейного года.

Открывая торжественное мероприятие, Госсекретарь РК Крымбек Кушербаев отметил, что юбилей великого мыслителя Востока включен в Календарь памятных дат и событий ЮНЕСКО и будет широко отмечен на международных культурных площадках при поддержке ИСЕСКО, ОИС, ТЮРКСОЙ и других организаций, даст новый импульс к осмыслению его трудов: «Мудрость великого учителя актуальна и имеет огромный смысл и сегодня. Трактаты ученого требуют определенного уровня понимания, внутренней подготовки и осознанности».

В центре внимания современных ученых-фарабистов всего мира — этическое учение мыслителя. Созданная им целостная концепция основывается на постулате о том, что у новорожденного разум представляет собой чистую возможность, то есть находится в потенциальном состоянии и, следовательно, не может осуществить выбор между добрым и злым действием. Такое изначальное состояние человека он называет естественным. Само по себе оно не есть ни добродетель, ни порок, хотя человек может быть предрасположенным к ним, как к писанию, чтению. Человек лишь по мере совершенствования своего разума способен выбрать между добром и злом, вследствие чего он, повторяя добрые и злые действия, приобретает определенный нрав.

Согласно мыслителю, человек не обречен на грех и порок, а становится таковым при том условии, если не будет стремиться к добродетели: «Тому, кто желает овладеть какой-либо добродетелью, следует приложить усилие к изгнанию пороков, которые противостоят добродетелям, поскольку добродетели достигаются редко и только после освобождения от пороков».

Поэтому человеку необходимо закреплять в себе добродетели, превращая их в привычки.

Говоря о пути достижения нравственного совершенства, философ утверждает и то, что «если человек достигает искомой цели и становится абсолютно хорошим и достойным, но идет к этой цели непохвальным путем, то это порицается. Самое лучшее — это достичь цели красиво и достойно».

Мощным средством формирования человека философ считает также воспитание и обучение, благодаря которым вырабатываются нравственные и интеллектуальные качества, необходимые для молодого человека.

Так мыслитель из города Фараб пишет: «Воспитание — это способ наделения народов этическими добродетелями и искусствами, основанными на знании». Помимо этого, философ убежден в том, что воспитательный процесс порождает разумность и подчеркивает особую роль законов в этом процессе: «У кого отсутствует воспитанность, тот находит приятными пороки, а обладающий воспитанностью находит приятными только блага. Закон — это путь к благам, и, следовательно, законодателю следует приложить усилие в укреплении воспитания. Если привычки и характер человека не являются законными, прекрасными и удовлетворительными, то он всегда будет в состоянии низости, безобразности, он будет отступником всякий раз по мере того, как будет порицать закон».

В трактате «Сущность «Законов» Платона» аль-Фараби соглашается с мнением Платона о чувстве умеренности, которое необходимо для совершенствования личности: «Воспитанным людям, говорит Платон, необходимо заставить свои души пренебречь тем, что выходит за рамки умеренности, подобно постоянной радости, чрезмерному смеху, сильной печали, чрезмерной скорби. Если человек питает надежду на приобретение божественных добродетелей, то жизнь его будет наиприятнейшей, а образ жизни — наипрекраснейшим. А прекрасный образ жизни бывает прекрасным и у народа, и у богов».

Храбрость он определяет как середину между безрассудством и трусостью, щедрость — между скупостью и расточительством. Умеренность   в  действиях,   согласно Фараби, полезна для здоровья человека. Плохой же нрав есть не что иное, как болезнь души, которую можно устранить, как и болезнь тела. «Душе, как и телу, присущи здоровье и болезнь. Здоровье души заключается в том, что состояния ее самой и ее частей бывают такими, благодаря которым совершаются всегда благие поступки, добрые дела и прекрасные действия».

По Фараби, счастье — абсолютное благо. Человеку свойственно полагать, что жизнь состоит в приобретении денег, славы, удовлетворении других потребностей. Но для того чтобы познать счастье, чтобы достичь его, постоянно двигаться к нему, надо много знать, как следует удовлетворить духовные потребности. Этого могут достичь только мудрецы.

Фараби считал, что интеллект — основа человечности, доказывал бессмысленность столкновений и войн между людьми. Поэтому достичь самого высшего блага, то есть счастья и мира на земле, можно только через компромиссы. Он считал, что для того, чтобы достичь истинного счастья, надо учиться и быть в постоянном поиске.

Светлана ЗОРИНА.

Читайте также