Магия доброты

Юбилей
Воплощение земного рая — аул Баратай. Окруженный нетронутым лесом высоченных густых сосен и кружевом белоствольных березовых рощ, здесь затерялся дивный первозданный мир казахского кочевья.

Приезд в родной Баратай для Дуанбая Казыбайулы — счастье, радость и бесконечное приволье. С сердечной дрожью и душевным волнением вспоминается возвращение с войны. Той самой, афганской, необъявленной. Несколько лет назад в центре Баратая бизнесмен Аскар Алиев открыл мемориал памяти сражавшимся в годы Великой Отечественной войны. В списке участников священной войны имена земляков. В том числе и имя Казыбая Ибраева. Знать не мог аксакал, что пройдут годы, и его старший сын Дуанбай с оружием в руках пойдет воевать за идеалы социализма в далекий Афганистан.

Тяжесть крестьянского труда познана полковником с раннего детства, убирать в хлеву, кормить и поить скотину, пасти ее напролет летними знойными днями, без устали помогать матери в огороде. В юности Дуанбай сел за штурвал комбайна, призвала страда, — стране нужен рекордный урожай пшеницы. Затем армия. Польша. Часть дислоцировалась в городках Ливница и Бужико. Переброска спустя месяцы службы в Афганистан. Геополитический смысл ввода войск на территорию ДРА не особо стремились разъяснять на политзанятиях замполиты. Не до этого было. Кругом война, каждый камень стреляет. Зарубки на сердце и горькая память о той «политической ошибке», как лицемерно несправедливо назовут афганскую войну иные златоусты от политики, и ценой которой стали жизни молодых солдат, остались навсегда. На той стороне звонко заливались соловьи перестройки. Здесь воевали по-настоящему. Армия, уже научившаяся побеждать в условиях немыслимой сложности, решать задачи боевого снабжения и проведения контртеррористических операций, жила своей, оторванной от советских реалий жизни. Изнанка сверхчеловеческого напряжения, неизбежный цейтнот окопного быта, потери товарищей, массовый незаметный подвиг солдат, защищавших южные рубежи родины… Все это тщательно маскировала советская пропагандистская машина. Против кого мы воюем? Почему воинам-интернационалистам противостоят прекрасно обученные наемники? — эти безответные вопросы все чаще задавал себе Дуанбай. Тот самый парень, слывший во всей округе компанейским веселым удальцом, которого земляки-сверстники за добрый нрав прозвали Акку. Эх, бегать бы ему на свиданья с любимой девушкой, радоваться солнцу, жизни, что звонко текла по жилам. О гражданке на войне не вспоминали. Боялись расслабиться. Хотелось только хоть на мгновенье увидеть мать, обнять отца, прижать к сердцу братишек. Земляк еще на службе в Восточной Европе собирался в отпуск на родину, Дуанбай передал матери шерстяной цветастый платок, знак сыновней признательности и любви. Тоскуя по казахским задушевным мелодиям, просил друга привезти пластинки виниловые с записями народных песен. Однако мамины гостинцы и заботливо вложенный в шерстяной носок червонец так и не достались адресату.

После Афгана настала другая жизнь. Вернувшимся с войны парням стало непросто. Поколение хлебнуло полной мерой «рынка», «перестройки», реформ. Но саднила афганская заноза, что никогда не излечится… Страна, рухнувшая в одночасье, уж больно скоро поспешила забыть о том, что эти парни были ее солдатами, с честью выполнившими свой долг.

Судьба полковника состоялась. Он всегда оставался верен себе. И тогда, когда терял в Афгане товарищей, и сегодня, когда вытаскивает из житейских бурь и невзгод своих «афганцев», устраивая занемогших «бача» в больницы, провожая иных в последний путь, собирая на праздники ветеранов, помогая добрым советом и делом. Как смог пересиливал себя, когда несколько лет назад преодолевал настигшую внезапно болезнь, заставляя отступать недуг. И всегда с ним рядом была верная спутница жизни, жена Флюра. С ней вырастили двух замечательных сыновей и умницу дочь, теперь воспитывают внуков.

Председатель общественного объединения «Союз инвалидов и ветеранов войны в Афганистане» Акмолинской области Дуанбай Казыбайулы Ыбрай за активную деятельность отмечен Почетной Грамотой областного маслихата. Заслуги уважаемого ветерана войны в Афганистане в военно-патриотическом воспитании молодежи области очевидны и неоспоримы. С его приходом в 2013 году заметно оживилась работа ветеранских организаций нашего края. Отныне в районах энергично и живо проводится работа по сохранению памяти о павших воинах-интернационалистах, оказывается всемерная поддержка семьям погибших, восстанавливается справедливость по отношению к несправедливо забытым рядовым Афганской войны. Социально активная личность, Дуанбай Ыбрай — член общественного совета при облмаслихате, Акмолинской АНК, ряда комиссий при акимате области.

Воин-интернационалист, председатель Есильского районного армянского этнокультурного объединения местного союза ветеранов Афганистана Самвел Тоноян справедливо считает: «Наш областной председатель заслуживает признания и на более высоком уровне. Энергия, воля, интеллект этого неуемного, неугомонного человека направлены на созидание, сохранение в социуме стабильности, гражданского мира и согласия. Такие личности, как наш Даке, озаряют наше будничное существование светом добра. Каждый его приезд в Есиль — всегда событие. Никому не даст покоя, всех расшевелит, пробудит от спячки. Непременно зайдет к акиму, и разговор тот всегда результат имеет».

7 февраля года с фантастическим порядковым номером справит свой 60-летний юбилей. Что же, 2020, по идее, — счастливая цифра. Мудрец Конфуций заметил: «В 15 лет я занимался. В 30 обрел учебой самостоятельность. В 40 лет избавился от сомнений. Только в 50 я познал волю Неба, а в 60 научился отличать правду от лжи. И лишь в 70 лет я начал жить, повинуясь желаниям своего сердца». Что же, до этой светлой поры у нашего героя еще доброе десятилетие. Дай Бог ему здравия на всех дорогах судьбы. А пока — терпенье и труд все перетрут.

Алия АХЕТОВА.

Читайте также