Кто потерпевший?

Из зала суда
Пятеро молодых людей… Старшему из которых — 27 лет, младшему всего-то 22… Образование у всех — высшее, живут в Кокшетау. Все здоровы и неженаты. Словом, живи, работай, радуйся, создавай семью, выстраивай карьеру… Возможности для этого у них были великолепные, но использовали они их способом противозаконным. В октябре прошлого года все они осуждены за мошенничество.

«Бес попутал», конечно, бывает. Особенно с молодыми и незрелыми. Но здесь — случай особый. Речь идет о трех руководителях неправительственных организаций, призванных молодежь воспитывать, укреплять и развивать гражданское общество. А старшим в реализации преступной схемы и вовсе был (теперь уже, конечно, бывший) главный специалист областного управления по делам молодежи (сейчас оно реорганизовано).

Фамилий этих ребят все-таки решили не называть, хотя после вступления приговора суда в законную силу делать это не возбраняется. Да и с самим оригиналом приговора можно ознакомиться на соответствующем сайте. Но все-таки, действительно, люди молодые, жизнь продолжается, да и родителей их жаль. Не за тем они детей в город отправляли учиться, гордились их успехами на общественном поприще.

Из приговора суда: «А., работая главным специалистом управления молодежной политики, являясь государственным служащим, относящимся к категории лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, совершил мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенного группой лиц по предварительному сговору с Э., И., Н.». И далее прочтите, пожалуйста, внимательно: «А., являясь главным специалистом управления.., накопив опыт и знания законодательства в сфере реализации государственных социальных заказов в области молодежной политики, достоверно зная всю процедуру трудоустройства и оплаты услуг МТО «Жасыл ел», а также полный перечень необходимых документов, оценив возможности своего служебного положения, позволяющие избежать особого риска быть изобличенным…».

Увы, это тот случай, о котором с полным правом можно сказать: «эти бы знания и энергию, да в благое русло». А он решил все это «использовать в личных корыстных целях».

В 2017 г. «между управлением молодежной политики и Общественным объединением «Областной штаб молодежных и студенческих трудовых отрядов» заключен договор о государственных закупках услуг по организации/проведению мероприятий в рамках реализации государственного социального заказа — обеспечение   деятельности   молодежно-трудовых отрядов «Жасыл ел» на сумму 38 684 000 тенге, сроком до 15 ноября 2017 года. В последующем, на основании дополнительного соглашения срок оказания услуг продлен до 20 декабря 2017 года.

По этим договорам (как и по множеству иных) штаб принял на себя обязательства по формированию МТО «Жасыл ел». Кандидат подает письменное заявление о приеме в ряды МТО «Жасыл ел», его направляют к работодателю для заключения трудовых договоров, обеспечивают бойцов рабочей одеждой с символикой «Жасыл ел», на счет работодателя или на карточные счета бойцов МТО «Жасыл ел» перечисляют 35 394 тенге (за вычетом индивидуального подоходного налога в размере 10%), пропорционально отработанного времени при выработке не более сорока часов в неделю и (или) не менее пяти дней. Работодатель обязан предоставить в штаб письмо об оказанных услугах с поименным списком отработавших бойцов МТО «Жасыл ел», табель учета рабочего времени бойцов МТО «Жасыл ел», акт выполненных работ и личные документы бойца (заявление, копия удостоверения личности, данные по карточному счету), осуществить выплату заработной платы бойцам МТО «Жасыл ел» в сумме 24 459 тенге за вычетом налоговых и других обязательных платежей.

Ну что тут скажешь! Государство выделяет немалые средства для того, чтобы помочь не трудоустроенной молодежи опыт приобрести! И система отчетности кажется надежной. Но не для столь «креативного» молодого человека, подобного А.

Если коротко, он предлагает Э. — руководителю МОО «Акмолинская лига дебатов», Н. — члену дебатного клуба «Дельмар», И. — председателю МОО «Kokshetau connect» стать такими фиктивными работодателями. Сразу скажем, как следует из приговора суда, каждый из них прекрасно осознавал, что замысел противозаконный, при этом согласились на его реализацию без возражений.

И «работа» закипела. У знакомых молодых людей под разными предлогами собирали удостоверения личности (почему отдавали безропотно — вопрос особый и очень серьезный), фиктивно оформляли, подписи подделывали, фиктивные акты выполненных работ составляли… В штаб предоставляли такую отчетность, что ни у руководителя, ни у бухгалтера усомниться в ее подлинности оснований не было. Более того, однажды собрали своих приятелей, изобразили деятельность непосредственно вблизи управления по делам молодежи, сняли на видео, приложили котчету. Актеры…

А предусмотренные договором работы по благоустройству областного центра так никто и не проводил.

Из приговора суда: «Тем самым, общая сумма денежных средств, похищенных А. в результате неоднократного совершения мошенничества в группе лиц по предварительному сговору с Э., Н., И. и Ж., путем подделки и использования официальных документов, составляет 1 416 954 тенге, чем причинен материальный ущерб ГУ «Управление внутренней политики Акмолинской области» на вышеуказанную сумму».

А. признан виновным в совершении преступления по ст.190 ч.3 п.2 УК (мошенничество), ему назначено наказание в виде штрафа в размере десятикратного размера похищенного имущества — 14 169 540 тенге, с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе, судьи, в органах местного самоуправления, Национальном Банке Республики Казахстан и его ведомствах… Четверо его сообщников приговорены к двум годам ограничения свободы с установлением пробационного контроля. Государственными служащими, судьями им тоже уже не быть никогда.

Поражает легкость, с которой молодые люди смогли реализовать преступную схему. Цинизм, с которым наживались на государственных программах, для молодежи предназначенных. И отсутствие контроля, сделавшее преступление это возможным.

Потерпевшим в этом деле суд назвал областное управление внутренней политики, размещавшее госсоцзаказ. А по сути потерпевшими являемся все мы. И не только потому, что работы по благоустройству города не проводились, бюджетные деньги присваивались. Но и потому, что преступление совершили благополучные молодые люди, в которых столько вложено: родителями, педагогами, государством. Обидно. Но это скорее повод для размышлений: так ли эффективна проводимая воспитательная работа… На которую тоже немало средств затрачивается.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также