«С этой поры огневой…»

«И в ночи январской, беззвездной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе».

Когда смотришь на каждый из 20 фотоколлажей на выставке «Блокадный альбом», то кажется, что Анна Ахматова тоже сравнивала навсегда оставшиеся в памяти картины блокадного города и Ленинграда послевоенного, мирного. Как и каждый, кому довелось пережить трагическую и героическую блокадную страницу истории Великой Отечественной войны.

У автора этих работ, ленинградского фотохудожника Сергея Ларинкова, блокадницей была бабушка. Она первой и показала ему фотографии города тех военных лет. Потом он уже и сам отыскивал их. Фотографий блокадного города вообще было немного. Тем ценнее дошедшие до нас эти документальные свидетельства.

— Кажется, действительно, «жертвы ожили из пепла». И это они радуются мирной жизни, играют с детьми, любуются красотами Северной Пальмиры, — такое ощущение охватывает, наверное, каждого посетителя этой необычной выставки. Автору, подлинному фотомастеру, с помощью современных цифровых технологий удалось с точностью до миллиметра совместить виды блокадного Ленинграда с фотографиями этого же места, снятого с той же точки, но уже современного Петербурга.

На одной части фотоколлажа — руины разбомбленных домов, пустынные полуразрушенные улицы, с редкими прохожими, истощенные люди, везущие на санках умерших родных. А на другой эти же улицы через 60-70 лет: яркие, заполненные нарядными, веселыми людьми… А рядом с заиндевевшим блокадным трамваем — дорогие современные автомобили. Лестница большого каскада разоренного Петергофского дворца и нынешняя — яркая, с работающими фонтанами и возвращенной знаменитой на весь мир статуей Самсона.

Капусту, как делали это первым блокадным летом, на Исаакиевской площади у Адмиралтейства больше не выращивают, на углу улиц Дзержинского и Гороховой больше не набирают воду…

— Память о тех днях не должна померкнуть в веках, — говорил на открытии выставки в кокшетауском ДК «Достар» председатель ОО «Русская община Акмолинской области» Александр Артеменко.

Заместитель акима области Айна Мусралимова выразила благодарность организаторам выставки — Александру Артеменко, представительству Россотрудничества в РК, Акмолинской ассамблее народа Казахстана.

— Мне довелось беседовать с нашими земляками, воевавшими у стен осажденного города, — рассказывала Айна Ермековна. — Они говорили, что чувство голода было не меньшим испытанием, чем вражеские пули. Сколько казахстанцев полегло на тех не сданных высотах. После прорыва блокады первые эшелоны хлеба в Ленинград пошли из Казахстана.

Эмоции от работ Сергея Ларинкова были сильнее еще и потому, что музыкальным фоном выставки стала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, родившаяся в блокадном Ленинграде, а зазвучавший метроном стал сигналом к спонтанной минуте молчания.

«Поклонимся и мертвым, и живым», «Журавли», «Город над вольной Невой»… Песни, трогательно исполненные народным ансамблем «Русская песня», тоже стали связующей времена нитью: «С этой поры огневой, где бы мы ни встретились с тобой»…

И, конечно, звучали бессмертные строки Жамбыла Жабаева «Ленинградцы, дети мои». Они высечены на памятнике казахскому поэту, установленному в переулке его имени в городе нашей общей славы.

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также